Автор: Сергей Сидоров
Джерело: CorrupUA, 1 червня 2016 року
В Запорожье со сменой местной власти снова стала актуальной тема обновления Генплана города. Городские чиновники поставили себе принятие новой версии документа в ключевые задачи на 2016-й год. Благо, в 2012-м году уже наработаны основные правки. Но пока в горсовете вдумчиво правят Генплан, в Запорожском районе города уже давно поделили землю, на которой город планировал разворачивать жилищное строительство. И главный документ, по которому областной центр должен развиваться с перспективой на десятилетия вперед, превращается в чистую условность, в немалой своей части.
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Большая часть города расположена на левом берегу Днепра. На правом берегу самый молодой район Запорожья, Хортицкий, имеет причудливые очертания. В 60-70-х года микрорайоны вырастали островками, а между ними оставались участки районной земли, формой подобные “клиньям” и “карманам”. Фактически находясь в черте города и подключаясь к городским коммуникациям, люди решали свои земельные вопросы с властями Запорожского района и Долинского сельсовета, территория которых и окружают Хортицкий район со всех сторон.
В Запорожье наиболее известная история о земельных несостыковках города и района касается поселка “Мостотряд”. Речь идет о ситуации, когда территория садового товарищества, окруженная городом, осталось в ведении сельсовета. Земли товарищества были приватизированы, и на склоне Днепра, с видом на реку и остров Хортицу, появился коттеджный городок с особняками. Среди его жильцов, в частности, есть экс-председатель облсовета Павел Матвиенко и уже покойный экс-секретарь городского совета Юрий Каптюх.
Но узкая полоска “Мостотряда” в несколько раз меньше участка, о котором пойдет речь далее. Самый большой “карман” районной земли, уже фактически отделенный от района городской застройкой, стал объектом сразу нескольких сомнительных решений и судебных тяжб.
Согласно Генплану Запорожья, утвержденному еще в 2004-м году, эти земли планировалось использовать под возведение многоэтажной застройки. Но пока в городе планировали, в районе землю нарезали на два массива, о каждом из которых стоит рассказать отдельно.
МАССИВ №1. ВСЕ ЛУЧШЕЕ – СЫНУ ГЛАВЫ СЕЛЬСОВЕТА
Склон площадью в 14 гектаров компактно расположился между железнодорожной веткой, урочищем Вырва, и двумя балками. Его нарезали на семь участков по два гектара каждый. Запорожская районная администрация сообщила в ответе на запрос, что участки были переданы в собственность гражданам еще 10 лет назад. Т.е. в 2006-м году, практически сразу же после введения ныне действующей системы землеустройства Запорожья. Но появились на кадастровой карте эти наделы лишь в 2015-м году – потому что в апреле прошлого года их переоформили, по договорам купли-продажи, на новых собственников. Владельцем шести из семи наделов (и 12 из 14 гектаров соответственно) стал Павел Богданович Федчук, сын бессменного председателя Долинского сельсовета Богдана Федчука. Седьмой, самый восточный, теперь принадлежит бизнесмену Андрею Бобулу.
Диапазон кадастровых номеров – 0010-0016, говорит о том, что данные участки были во втором десятке из общего пакета оформленных на территории Долинского сельсовета “садоводческих” наделов. Поныне действующая версия Генплана Запорожья, на которой эта земля отводилась под многоэтажную застройку, была утверждена за два года до принятия упомянутых земельных решений. Вероятно, имела место определенная спешка в желании “застолбить” участки, отрезав их от города.
Но глава сельсовета не отводил землю за пределами села. Данные участки раздавал председатель Запорожской райгосадминистрации. В 2006-м году им был Александр Олийнык. Об отношениях Олийныка и Федчука-старшего остались интересные “воспоминания” в так называемых “пленках Подмогильного”. В них, в частности, упоминается о том, как Богдан Михайлович настойчиво ходил в районную администрацию выбивать землю.
Тем временем, правоохранительные органы сейчас занимаются другим массивом “распиленных” участков рядом с гектарами Федчуков. Не только сын председателя сельсовета стал обладателем земли, которую хотели отдать для многоэтажек Запорожья. Среди счастливых землевладельцев территории, отведенной городу под будущую застройку – чиновники Запорожской ОГА и люди, связанные с бывшим руководителем местных “регионалов”.
“Уже есть решение суда по уголовному делу относительно должностного лица, подписавшего документацию под участки, примыкающие к 18-му и 16-му микрорайонам. Сейчас мы в суде отстаиваем их возврат в пользу города, потому что есть старое, но четкое и неотмененное решение еще советских времен, что данная территория отводится городскому Управлению капитального строительства (правопреемником которого является КП “УКС” Запорожского горсовета) для жилищного строительства.
Что касается участка по другую сторону от железнодорожной ветки, напротив жилмассива – там необходимо проверять. Остальными участками мы будем тоже заниматься”, – сообщил руководитель прокуратуры №2 Роман Мазурик.
То есть, сейчас правоохранители пытаются вернуть другой кусок земли. О нем и поговорим.
МАССИВ №2. В ЭПОХУ МЕЖДУВЛАСТЬЯ
Второй массив, о котором пойдет речь, поделен на куски от полугектара до двух гектаров. В отличие от “массива Федчука”, он расположен в более удобном месте – намного ближе к городской застройке и коммуникациям, и не отделен от них балками и железной дорогой. Сейчас часть земли занята стихийными огородами, которые разбивают скучающие по сельской жизни пенсионеры.
17 гектаров земли вплотную примыкают к 18-му и 15-му микрорайонам Бабурки. Они получили частных владельцев в феврале-марте 2010 года, накануне президентских выборов и перетряхивания кадров на денежных направлениях. Судя по хронологии событий, участники земельного забега здорово торопились.
Разрешение на разработку проекта землеустройства было согласовано в Госкомземе и передано в Запорожскую райадминистрацию 25 февраля 2010 года. Но если верить данным прокуратуры, фирма-разработчик ООО “Стихия” уже получила распоряжение РГА за неделю до этого – 18 февраля.
Проект землеустройства был разработан и передан в Госкомзем для согласования, и уже 4 марта на нем стояла необходимая подпись. Равно через две недели, 18 марта, документ подписали в райадминистрации и той же датой оформили владельцам свежие акты права собственности на земельные участки.
Весь процесс провернули за три месяца – до того момента, пока избранный на пост президента Виктор Янукович не начал менять кадры. Землеотвод проходил при Игоре Лисогоре, который успел проруководить районом около трех месяцев – с 6 января до 21 апреля 2010-го года, когда его заменили на Сергея Бойченко. И.о. начальника районного Госкомзема Любовь Филоненко тоже руководила структурой не более четырех месяцев – при новой власти ей нашли замену.
Стоит отметить также политическую связь между Филоненко и Лисогором. Игорь Лисогор на момент назначения был членом Партии “Реформа и порядок”, уже тогда входившую в БЮТ. Любовь Филоненко на местных выборах 2015-го года тоже баллотировалась в Запорожский районный совет от “Батькивщины”.
Но вернемся к основной теме. Земли, которые фактически находились в городской черте, оставались без внимания до осени 2014 года. Именно тогда началось расследование по процессу выделения земель. Филоненко, запустившую бюрократический процесс по выделению земли, подозревали в служебной халатности: согласно утверждению прокуратуры, она не проверила переданный ей проект распоряжения РГА лично.
В ходе разбирательства на участки наложили арест. Впрочем, ненадолго. Хотя вина подсудимой выглядела достаточно очевидной, в июне 2015 года с подачи прокуратуры дело закрыли: истек пятилетний срок давности. Чиновница была освобождена от ответственности. Тем же определением Ленинского райсуда Запорожья арест с земель сняли – также из-за истечения срока давности.
Однако по спорным участкам уже разворачивалось новое дело. 14 июля 2015 года первый зампрокурора Запорожья обратился в Запорожский районный суд для признания госактов на собственность по бабурчанской земле недействительными. На данный момент дело до сих пор не рассмотрено по сути: сначала у суда возникли претензии к шрифту и полям поданного им искового заявления, затем выяснилось, что двое из 15 собственников земли уже умерли и к рассмотрению необходимо привлекать их наследников. Но с октября 2015 года участки вновь находятся под арестом – до судебного решения по новому иску.
КТО ПОЛУЧИЛ ЗЕМЛЮ?
В списке землевладельцев, получивших участки “в эпоху перемен”, в начале 2010-го, преобладают неизвестные лица.
Но есть и две публичных личности – Зинаида Бойко, уже многие годы руководящая то аппаратом областной администрации, то аппаратом мэрии, и ее сын Артур Бойко, с недавних пор возглавивший областное управление внешнеэкономической деятельности. В их декларациях тоже отображены земельные участки по 5000 кв.м.
На момент землеотвода, в начале 2010-го, Зинаида Михайловна занимала должность помощника тогдашнего первого заместителяпредседателя Запорожского ОГА Павла Бережного, а Артур Юрьевич получал высшее образование. Мать и сын получили по половине гектара.
– Я не планирую отстаивать в суде права на этот участок. Мне предложили землю в районе, рядом с городом, когда я только переехала в Запорожье, и совершенно не разбиралась в здешней географии. Я согласилась, даже особо не вникая, где он находится. Затем нам дали служебную квартиру, и я вообще забыла об участке, думала, что нам эту землю так до конца и не оформили. О том, что мы на самом деле получили делянку, я узнала, когда нас уже начали вызывать в прокуратуру для дачи показаний, – рассказала нам Зинаида Бойко. По этой же причине, по ее словам, участок в 5000 кв.м. начал появляться в ее декларации лишь в последние два года. Это подтверждается и справкой из реестра имущественных прав, где регистрация права собственности на делянку в 2014-м году идентична дате наложения на нее ареста.
Ее сын Артур тоже не планирует “отбиваться” от иска прокуратуры.
– У меня сейчас нет денег для какого-либо строительства на полученном участке, и я понимаю, что я такие деньги не заработаю, – сообщил Артур Юрьевич.
А еще два отведенных участка по полтора гектара оказались связаны с братьями Кальцевыми: Владимиром и Сергеем – бизнесменами, бывшими руководителями запорожских регионалов и депутатами городского и областного совета (и даже Верховной Рады в 2012-2014 годах).
Некто Неонила Костюшина и Татьяна Белоусова внесли свои наделы в качестве залога по долговым обязательствам ООО “Александр” (ІК 13639821), ООО “Энергопромснаб” (ІК 25215061) и ООО “Прайм Риэлти” (ІК 33320024) перед ПУМБом. ООО “Александр” изначально принадлежало братьям Кальцевым, а в 2013-м году фирму переоформили на кипрский оффшор “Селбери Менеджмент Лимитед”. “Энергопромснаб” и “Прайм Риэлти” имеют с “Александром” связь через уже закрытую “Телерадиокомпанию “Хортица ТВ”, которая принадлежала “Александру” и ее директору Андрею Коноваленко. Учредитель “Энергопромснаба” Игорь Луценко являлся подписантом “Хортицы”, а руководитель “Прийм Риэлти” Инга Григорян – ликвидатором ТРК.
Отметим, что Зинаида Бойко, с которой мы пообщались ранее, в 2010-м году перешла вместе с Владимиром Кальцевым в мэрию на должность управделами исполкома, когда Кальцев перед местными выборами стал секретарем горсовета – и.о. городского головы.
КОМУ НУЖЕН 31 ГЕКТАР ЗЕМЛИ?
Городская власть пока до конца не определилась – насколько ей необходима спорная территория общей площадью до полутора квадратных километров. Вроде на Генплане она и занята многоэтажной застройкой, но прямо сейчас в городе не хватает и денег для жилищного строительства, и людей для заселения в новострои.
– Несмотря на внесение данных земель в Генплан, они по-прежнему находятся в административных границах Запорожского района. С точки зрения закона, город не имеет права участвовать в каких-либо тяжбах за землю вне его границ”, – сообщили нам в управлении земресурсов.
“Фактически, эти земли уже окружены городом и будут так или иначе связаны с ним – хотя бы по коммуникациям. И сейчас приоритетной является именно многоэтажная застройка, а не коттеджная”, – прокомментировала ситуация и.о. главного архитектора городского Департамента архитектуры и градостроения Мария Коваль.
В итоге, если в ближайшем будущем Запорожье сменит модель развития и начнет развиваться по-новому, то окажется, что расти некуда. Спорные степи с видом на Днепр и Хортицу можно использовать если не для многоэтажного строительства, то хотя бы для туризма. Но территория уже разделена на участки, которые находятся в частной собственности, и за территорию необходимо судиться. Судя по всему, у городских чиновников желания вернуть спорную землю нет.