Авторы: Юрий Николов, Александр Шалайский, “Зеркало недели”, 27 мая 2011 года
Когда месяц назад говорящие парламентские головы Партии регионов убеждали журналистов в крайней необходимости изменить закон о госзакупках, то главным посылом было бедственное положение, в которое попали государственные предприятия.
Авторы: Юрий Николов, Александр Шалайский, “Зеркало недели“, 27 мая 2011 года
Когда месяц назад говорящие парламентские головы Партии регионов убеждали журналистов в крайней необходимости изменить закон о госзакупках, то главным посылом было бедственное положение, в которое попали государственные предприятия.
Именно необходимость проводить тендеры, уверяли депутаты, стреноживает инициативу государственных менеджеров, ставя их в неравные условия с приватными коллегами. Единственное, чего не хватало выступлениям для полной убедительности, так это примеров. Но и без того Верховная Рада изменила закон, отпустив на волю бизнес-смекалку госуправленцев.
Какого вида финансовые операции после подписания нового закона президентом станут недоступны контролю общественности, ZN.UA решило проиллюстрировать мартовским тендером «Черноморнефтегаза». По версии депутатов большинства, «госпредприятия, которое ведет рыночную борьбу с конкурентами».
На тендер мы обратили внимание совершенно случайно. Заинтересовала сумма: все-таки не каждый день Украина покупает что-то за 400 млн. долл. Вместе с тем объект покупки внушал уважение: «морская бурильная установка», да и победитель тендера — HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP (Кардифф, Великобритания) — подозрений не вызывал.
«Товар 1» сайта http://invest-pro-llp.com/. Крайне похож на СПБУ
Столь удивительные факты сподвигли на дальнейшие поиски. Так как во многих цивилизованных странах мира, в отличие от Украины, о собственниках фирм можно узнавать, не выходя из Интернета, ZN.UA не пожалело нескольких фунтов стерлингов и получило выписку из государственного британского реестра. Стало очевидно, что все-таки без офшоров не обошлось. Отцами-основателями HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP выступили Ireland&Overseas Acqusitions Limited и Milltown Corporate services Ltd (Виргинские острова). Директором HIGHWAY трудится некий Стан Горин.
Обычно офшоры — тупиковая ветвь развития любого расследования. Но в данном случае у ZN.UA обнаружился неожиданный помощник: американская юридическая компания Trout cacheris. Это именно те американцы, которые за деньги госбюджета в прошлом году проводили аудит деятельности Кабмина Тимошенко.
Результаты исследования тогда не слишком впечатлили, поскольку практически повторяли выводы украинского КРУ. Но случались и эксклюзивы. Один из них нашелся в такой фразе:
«Первыми учредителями Bonita были две ирландские „прокладочные“ компании — Ireland & Overseas Acquisitions and Milltown Corporate Services, ликвидированные соответственно в 2003-м[123] и 2005 г.[124] Директорами этих ирландских предприятий были два опекуна из Латвии — Стан Горин и Эрик Ванагельс».
Напомним, что Стан Горин — это, кроме того, еще и директор HIGHWAY INVESTMENT, фирмы, которая выиграла тендер у «Черноморнефтегаза». Эрика Ванагельса оставим на десерт.
Цифры 123 и 124 в отчете Trout cacheris означают зашифрованные сноски документа. Так что, какими именно источниками оперировали американцы, узнать не удалось. Более того, получить информацию из сносок не смог даже защитник Тимошенко народный депутат Сергей Власенко. На его запрос Кабмин ответил, что допматериалы являются интеллектуальной собственностью американцев, а потому распространению не подлежат.
И все же труд заморских юристов не пропал даром: конкретные фамилии участников схемы всегда приятней обезличенных названий офшоров.
Теперь снова пришел черед «Вестника госзакупок». Из документов, которые удалось из него выудить, сложилась такая картина: тендер на закупку буровой установки, стартовавший 13 декабря 2010-го, был проведен 1 марта. Участниками соревнования со столь лакомым призом стали всего две фирмы: кроме вышеупомянутого британского HIGHWAY INVESTMENT, еще новозеландская Falcona Systems Limited, предложившая цену всего на 10 миллионов больше.
В Новой Зеландии структура собственности раскрывается еще проще, чем в Британии, к тому же совершенно бесплатно. Директором фирмы оказался еще один латвиец — рижанин Инта Билдер. Сама же Falcona пошла от INTERHOLD LIMITED, та — от INHOLD LIMITED (все — Новая Зеландия). На INHOLD LIMITED цепочка замкнулась. Во-первых, потому что собственником INHOLD является сам INHOLD, а во-вторых — директором этой «вещи в себе» является упомянутый выше Эрик Ванагельс. Так что в какого участника тендера «Черноморнефтегаза» ни ткни — попадешь в одного и того же человека.
Напомним на всякий случай, что участие в тендерах связанных лиц и предприятий является закононаказуемым. Понятно, что организаторы вовсе не обязаны на досуге читать государственные сайты Новой Зеландии. Но тут существует еще один нюанс. При закупках столь нестандартного и дорогостоящего оборудования любое государство мира проводит другую систему тендерного выбора: либо запускает «запрос ценовых предложений», либо же приглашает на тендер производителей. Увеличивая таким образом количество претендентов и соответственно сбивая цену. Если кому-то это нужно.
Именно странный выбор конкурсной процедуры и не менее странный список участников породил вопрос: что, кроме интеллектуального удовольствия, могли получить творцы этой схемы?
Поиск ответа начался, как ни странно, опять с фото «британо-украинского» сайта invest-pro-llp.com. Веб-система поиска схожих изображений показала, что в Интернете фото tovar имеет и другие подписи. И обычно установка, изображенная на британо-украинском сайте, идентифицируется как продукт крупной сингапурской фирмы Keppel.
Подтвердил сингапурское происхождение товара и министр по вопросам топлива и энергетики Юрий Бойко. Первого апреля в программе «Большая политика» на телеканале «Интер» у него вырвалось: «Мы закупили сегодня самую современную буровую платформу в Сингапуре. Я имею ввиду „Нефтегаз Украины“. И осенью мы ее поставим на Черное море, на Субботинское месторождение».
Сайты частных иностранных компаний развитых стран столь же приятны, как и их государственные собратья. Фирма Keppel исключением не стала. Из корпоративных новостей стало известно, что бурильные установки — товар штучный, создается долго, а потому выпускается не так часто. Но так недавно — 3 декабря — на свет появилась новая бурильная установка. Keppel с радостью сообщал, что заказ компании Seadrill (установка KFELS B Class, West Juno) выполнен «вовремя, в бюджетных рамках и с высоким качеством». В релизе особо подчеркивалась 17-летнее сотрудничество компаний и то, что это уже 16-я подобная установка, поставленная компании Seadrill.
Корпоративный сайт Seadrill оказался не менее подверженным бацилле открытости бизнеса. Так что проследить дальнейшую судьбу установки, купленной у сингапурской Keppel, оказалось даже проще, чем предполагалось. 13 апреля пресс-служба компании сообщила благую весть: «Seadrill подписала договор о продаже бурильной установки West Juno покупателю из Британии, пожелавшему остаться неизвестным, по цене 248,5 млн. долл. Прибыль от этой сделки (самой Seadrill. — Ред.) ожидается на уровне 18 млн. долл.».
Напомним, что за месяц до этого одна «британская фирма» выиграла тендер «Черноморнефтегаза» на поставку бурильной установки по цене 400 млн. долл. 150 миллионов маржи на одной покупке! Так что на месте Seadrill со своими жалкими восемнадцатью миллионами прибыли мы бы особо не радовались. По сравнению с заработком их контрагентов столь скромный навар может трактоваться как профнепригодность.
Что же касается «Черноморнефтегаза» — государственного, напомним, предприятия, которое является игроком на рынке и тратит как бы свои заработанные, а не бюджетные деньги (а это обычная позиция госпредприятий), то к нему вообще никаких претензий.
Мало было участников тендера? Больше никто не пришел. Дорого? Второй еще дороже продавал. Связанные лица? А кто ж знал. Не пригласили на тендер производителей? Ну, не подумали. Статья за «не подумали» разве в УК есть? Нету.
Статьи нету, но есть нюанс. Иногда правоохранительные органы начинают читать УК несколько своеобразно, и тогда у них получается так: «не подумали по предварительному сговору». Затем следуют долгие и тревожные беседы с участниками события, запросы в Британию, Новую Зеландию, Trout cacheris и на всякий случай — в Интерпол. Короче говоря, все зависит «від часу і натхнення». Причем вдохновение это может проявиться когда угодно: у своих (если с верхами не поделились) — хоть завтра, у чужих — при смене флага власти. Кстати, а когда там уже следующие выборы?
Авторы: Юрий Николов, Александр Шалайский, “Зеркало недели“, 27 мая 2011 года