Автор: Юрий ПОЛЯКОВ. Газета «Крымское время», 13 августа 2009
Ну кто из нас не мечтает иметь квартиру у самого синего Черного моря, на самом что ни на есть Южном берегу Крыма? Каждый, кому удалось обзавестись дополнительной недвижимостью в южнобережном Крыму, может считать себя счастливчиком. Еще бы! В квартире у моря можно жить! Квартиру у моря можно сдавать отдыхающим! В конце концов, квартиру у моря можно продать! При этом продать очень дорого.
Автор: Юрий ПОЛЯКОВ. Газета «Крымское время», 13 августа 2009
Ну кто из нас не мечтает иметь квартиру у самого синего Черного моря, на самом что ни на есть Южном берегу Крыма? Каждый, кому удалось обзавестись дополнительной недвижимостью в южнобережном Крыму, может считать себя счастливчиком. Еще бы! В квартире у моря можно жить! Квартиру у моря можно сдавать отдыхающим! В конце концов, квартиру у моря можно продать! При этом продать очень дорого.
Да, я опять о пресловутом квартирном вопросе, который давно всех испортил. Недвижимость на Южном берегу Крыма все чаще становится предметом ожесточенных правовых споров и судебных разбирательств. И что только не придумают предприимчивые граждане, чтобы зацепиться за вожделенные квадратные метры!
Дома-призраки
…Два деревянных двух-этажных домика на территории алуштинского пансионата «Нева» явно выбиваются из общего архитектурного ансамбля. Да и неудивительно. Сколотили их еще в начале восьмидесятых как временное жилье для рабочих-строителей. В 1981 году передвижная механизированная колонна (ПМК) строительного управления «Днiпробуд», которая являлась подрядчиком строительства пансионата, получила, согласно решению исполнительного комитета Алушты № 476, право возвести на территории строящейся здравницы временные домики для временного проживания рабочих. Согласно тому же решению Алуштинского горисполкома, временные постройки подлежали демонтажу после завершения строительства корпусов пансионата. Из шести воздвигнутых строений четыре действительно были ликвидированы. Но два стоят и по сей день. И не только стоят.
В этих двух восьмиквартирных домах, скроенных, согласно техническому паспорту, из деревянных щитов методом гвоздевого соединения (!), и по сей день живут люди.
Кто они такие и откуда там взялись? Сейчас об этом сказать трудно. Одни говорят, что это рабочие того самого «Днiпробуда» (в таком случае, их стойкости можно лишь позавидовать!). Другие утверждают, что большинство из жильцов этого дома – обычные самозахватчики, пытающиеся узаконить за собой жилплощадь.
Так или иначе, но срок эксплуатации этих, с позволения сказать, строений, истек еще в 2001 году. Но жильцы этих домов совершенно непостижимым образом оказались прописаны во временных постройках. Более того, некоторые из них решением Алуштинского суда даже ухитрились получить право собственности на эти квартиры. Правда, решения эти еще не вступили в законную силу и сейчас оспариваются руководством пансионата «Нева».
Некоторые из жильцов «домов-призраков» обзавелись заключением проектно-изыскательского института «КрымГИИНТИЗ», из которого следует, что в деревянных домах, срок эксплуатации которых давно истек, обеспечивается «минимально допустимый уровень комфорта проживания».
Словом, бывшие строители уже не раз продемонстрировали удивительное умение ориентироваться в лабиринтах нашего запутанного законодательства и завидную «юридическую грамотность».
В лабиринтах законодательства
– Решение Алуштинского горисполкома, согласно которому сборно-разборные дома должны подлежать сносу, а территория пансионата приведена в надлежащий вид, в свое время так и не было выполнено, – рассказывает генеральный директор ООО «Нева» Вячеслав Ковалев. – При смене собственности ПМК «Днiпробуд» эти строения были переданы Фонду госимущества Крыма и поставлены на баланс пансионата. Сейчас в них проживают 16 семей. При этом нарушается целый ряд законодательных актов. Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Украины, квартирой признается изолированное помещение в жилом доме, предусмотренное и пригодное для постоянного проживания. В соответствии с тем же Гражданским кодексом жилыми домами могут быть признаны строения капитального типа, предназначенные для постоянного проживания. Существует также постановление Верховного суда от 12 апреля 2005 года, согласно которому сборно-разборные домики к составу жилого фонда не относятся. Из многочисленных документов видно, что на нашей территории стоят временные строения и помещения, на которые они поделены, не могут являться квартирами.
Если и дальше разбираться в юридических тонкостях, то ситуация вообще покажется абсурдной. В соответствии с п. 3 постановления Совета министров Украинской ССР «О порядке государственного учета жилого фонда», которое не утратило силы, дома, предназначенные для сезонного или временного проживания, не могут быть включены в состав жилого фонда. Понятно, что никто эти дома в состав жилого фонда и не включал. Понятно, что расположение этих строений на территории пансионата, который имеет госакт на землю, противоречит законодательству Украины. И понятно, что люди в них проживают незаконно.
Правда, совершенно непонятно, кто из госслужащих и с какой целью дал согласие на прописку людей в этих временных строениях. Совершенно не ясно, чем руководствовался проектно-изыскательский институт, когда признавал эти помещения «обеспечивающими минимально допустимый комфорт для проживания». И уж совершенно не понять наши самые гуманные и справедливые суды, признающие за отдельными гражданами право собственности на временные строения.
И почем квартирка в сезон?
Да, согласится читатель, ситуация непростая. С одной стороны, руководство пансионата понять можно – не место на его территории посторонним объектам. С другой стороны, и людей жалко – куда их девать, не на улицу же их выбрасывать вместе со всеми пожитками? Однако мое стремление пообщаться с жильцами «дома-призрака» имело совершенно неожиданный оборот. Первый встречный, с которым я столкнулся в подъезде одного из домов, оказался отдыхающим, снявшим тут квартиру за триста пятьдесят гривен в сутки.
– Вы с хозяйкой лучше поговорите, она над нами живет, в восьмой квартире, – ошарашил он меня, приняв за очередного курортника. – Насколько мне известно, тут сейчас все сдается, свободных мест нет.
– У меня комната занята, – сообщила мне та самая хозяйка, – а вот у соседки, кажется, свободна.
Спустя пару минут мы осматривали квартиру № 2. Типичный гостиничный номер, явно предназначенный для сдачи в аренду. Кухня, душевая кабинка с туалетом, небольшая комната с двуспальной кроватью и двумя раскладными креслами… Немного поторговавшись, я сошелся в цене – 300 гривен в сутки!
– А где же вы живете? – наивно спрашивал я хозяйку.
– Есть где, – с теми же наивными нотками в голосе отвечала она.
– А деньги платить в кассу санатория или вам? – не унимался я.
– В какую кассу? – недоумевала она. – Это моя квартира, моя собственность, я ее сдаю…
Как оказалось, в этих домах на территории пансионата отдыхающим сдаются практически все квартиры. Где же живут сами «основные квартиросъемщики», не имеющие по документам другой недвижимости? Этот вопрос далеко не праздный. Тем более что многие квартиры, как рассказывают работники «Невы», зимой вообще пустуют, а хозяева их объявляются ближе к началу курортного сезона.
Вместо заключения
Проблема «домов-призраков» возникла давно, но до сегодняшнего дня никто не взялся за ее решение. Городские власти, понятное дело, не могут в одночасье выделить квартиры для 16 семей, которые сейчас прописаны в этих домах. Да и действительно нуждаются ли эти люди в жилье – вопрос еще тот! Тут бы соответствующим органам покопаться! Фонд госимущества Крыма тоже не знает, что делать с «временными» строениями. Во всяком случае, никаких телодвижений для разрешения проблемы крымские власти пока не предпринимали. Нынешнее руководство «Невы» продолжает бить тревогу: сборные конструкции, которые незаконно сдаются отдыхающим на территории пансионата, не только портят вид оздоровительного учреждения, но и в силу своей изношенности представляют угрозу для людей.
Неужели никому нет до этого дела?
P.S. Случай, надо признаться, из ряда вон выходящий. Поражает длительное бездействие властей, удивляют выводы экспертов проектно-изыскательских институтов, а судебные решения просто ставят в тупик. И что остается? Посетовать, что в таком государстве живем? Признаться, все это порядком надоело. «КВ» продолжает следить за ситуацией.
Автор: Юрий ПОЛЯКОВ. Газета «Крымское время», 13 августа 2009