Анастасия МАЗУР, «Панорама» (Сумы), декабрь 2010
В субботу 25 декабря должно состояться торжественное открытие четырехэтажного розового здания на ул. Ковпака. Его официальное название – психоневрологический диспансер, точнее, его поликлиника, первая очередь строительства, на которую Кабинет министров выделил огромную сумму — 49 млн. грн. На всех четырех этажах здания разместятся кабинеты специалистов, которые будут обследовать пациентов при помощи суперсовременного оборудования: компьютерного томографа, маммографа, рентгенов, кардиографов, аппаратов УЗИ и т.д. Не очень похоже на психдиспансер?
Анастасия МАЗУР, «Панорама» (Сумы), декабрь 2010
В субботу 25 декабря должно состояться торжественное открытие четырехэтажного розового здания на ул. Ковпака. Его официальное название – психоневрологический диспансер, точнее, его поликлиника, первая очередь строительства, на которую Кабинет министров выделил огромную сумму — 49 млн. грн. На всех четырех этажах здания разместятся кабинеты специалистов, которые будут обследовать пациентов при помощи суперсовременного оборудования: компьютерного томографа, маммографа, рентгенов, кардиографов, аппаратов УЗИ и т.д. Не очень похоже на психдиспансер?
Разницу заметил и глава Сумской облгосадминистрации Юрий ЧМЫРЬ, который в октябре этого года раструбил на всю страну, что строит в Сумах диагностический центр. Прошло два месяца, и здание готово к сдаче в эксплуатацию. Чиновники, которые имеют отношение к его строительству, не желая опростоволоситься, предпочитают не называть его «по имени»: не говорят ни «психдиспансер», ни «диагностический центр», а просто зовут его «объект». Еще бы: деньги получили на психдиспансер, а построили бог весть что.
А пока власти определяли специализацию этого объекта, в декабре в Глухове произошел инцидент. В психиатрической больнице один пациент так сильно избил другого, что тот на следующие сутки умер. В момент драки в помещении не было санитаров, а медики во время осмотра не заметили серьезных травм у пациента. Этот случай расценивается как чрезвычайное происшествие, но за закрытыми дверями психиатрических клиник ежедневно происходят страшные вещи. Переполненность палат, нехватка медперсонала и невозможность раздельного лечения людей с разными психическими отклонениями приводят к тому, что больных людей родственники отправляют в больницу, как в тюрьму.
Теперь деньги, выделенные на строительство областного психдиспансера, потрачены на оборудование, которое к психиатрии имеет лишь косвенное отношение, а строительство стационара отложено на неопределенный период.
В психушку как на войну
Начиная с 2000 г. 67-летняя сумчанка Инна ГОРШКОВА пишет письма с просьбой возобновить строительство психоневрологического диспансера на Веретеновке. В ее коллекции есть обращения к губернаторам Владимиру ЩЕРБАНЮ и Николаю ЛАВРИКУ, премьер-министру Юлии ТИМОШЕНКО, в Министерство региональной политики и строительства, областное управление здравоохранения. В своих письмах ко всем чиновникам она обращается неизменно — «шановний добродію» и отчаянно просит поспособствовать появлению современного диспансера в Сумах. Она выступает от имени группы родственников психически больных людей. Но есть и более личная причина – ее 31-летний сын Юрий страдает шизофренией. По словам Инны Горшковой, напряженная учеба в культпросветучилище привела к нервному истощению подростка. С 1999 г. Юра лечится в психдиспансере на ул. Свердлова, в больницах г. Ромны и с. Высокое Ахтырского района, но пребывание в этих учреждениях только усугубляет болезнь.
«Помещение Сумского городского психоневрологического диспансера не отвечает требованиям, не может разместить всех больных и предоставить необходимую помощь. У диспансера нет своей территории, где пациенты могли бы прогуливаться. Да что там гулять: целыми днями они вынуждены сидеть на кроватях, даже по комнате ходить нельзя. В таких условиях и нормальный свихнется. Вставать можно только в туалет и курилку. Мой сын из-за этого начал серьезно курить», — рассказывает Инна Горшкова. Из-за переполненности диспансер распределяет пациентов по другим лечебницам, а там ситуация не лучше. «В одной палате находятся от 25 до 40 человек с разными диагнозами: шизофреники, эпилептики, наркоманы, алкоголики, малоразвитые. Часто они остаются предоставлены сами себе: санитаров не хватает, нет окон, через которые можно было бы наблюдать за пациентами», — говорит она.
В 2008 г. в Роменской психбольнице от таких «недостатков» пострадал и ее сын Юрий. «Когда у него появились галлюцинации, врачи выписали ему таблетки галоперидол. А это ведь старые медикаменты, их еще в 60-х годах принимали. Ему неспокойно от них становится, он ходит туда-сюда, просит привязывать его. Однажды его, привязанного к кровати, всю ночь бил малоумный. Санитары не заглянули в палату ни разу. Теперь мой сын сам бьет себя по той стороне, куда бил его другой больной, добавились склонности к суициду», — рассказывает Инна Горшкова.
Еще одна сумчанка, Лидия СЕРЕДА, делится горестями регулярной езды к своему племяннику в с. Высокое. «Без спросу родственников его переводят в Ахтырский район, а там помещения такие влажные, что внутри тяжело дышать. Одежду, которая полежит в кладовке, надевать нельзя — она насквозь мокрая и плохо пахнет. В больнице бывают случаи заболевания туберкулезом», — говорит женщина.
Когда родственники пациентов узнали о том, что в Сумах возобновляют строительство психдиспансера и делом занялся лично губернатор Юрий Чмырь, они вздохнули с облегчением. Однако в октябре в прессе появились сообщения о том, что часть здания психдиспансера займут диагностическим центром. В следующих сообщениях диагностический центр появлялся все более часто, а о психдиспансере больше не вспоминали.
«На стройке нам сказали, что на первом этаже будет диагностический центр, на втором и третьем — поликлиника, а четвертый этаж оставят для 40 психбольных. Мы ничего не понимаем. Деньги выделили на диспансер, а все внимание уделяется диагностическому центру», — возмущаются родственники пациентов. За время переписок и борьбы за лечебное учреждение они узнали, что для полноценной терапии в диспансере должны быть отделения обследования, профилактики людей с депрессиями и истощением нервной системы, собственно лечения, физпроцедур, реабилитации, спортплощадка и место для прогулки больных. Только в этом случае диспансер станет местом, где психбольных будут лечить, а не просто держать взаперти.
Киевские ударники
Теперь строительство почти закончено. «Все готово на 99,9%», — утверждает Ярослав ФАЛАТ, директор киевского ООО «Строительная фирма „Ярослав“» — генерального подрядчика, который выиграл тендер на строительные работы. Ежесуточно на площадке снуют около 300 рабочих, которые кладут плитку вокруг здания, домывают кабинеты, собирают мебель. По словам Ярослава Фалата, уже готовы все коммуникации, проведена санитарная экспертиза, замерен радиационный и химический фоны. На пути в диспансер — медицинское оборудование — флюорограф, стоматологический рентген, электрокардиограф, томограф и т.д. «На четырех этажах разместится поликлиника психдиспансера на 250 посещений в смену», — говорит директор «Ярослава». Стационарного отделения в здании не будет. По его словам, стационар на 240 коек предусмотрен второй очередью строительства.
На вопрос, что же строится — психдиспансер или диагностический центр, Ярослав Фалат заметил, что вопрос задан не по адресу, но, насколько он знает планы заказчика, высококлассная поликлиника строится для того, чтобы психически больных людей не нужно было возить на диагностику по разным учреждениям области. Тем не менее поликлиника будет работать не только для психбольных: проходить обследование будут и психически здоровые люди. Скорее всего, будет разработан график приема пациентов: «здоровых» — днем, «больных» — вечером.
Договорщики
Получить ответ заместителя губернатора Николая ДЕРКАЧА на этот же вопрос не удалось. За три недели подготовки материала он не нашел времени встретиться с журналистами. И.о. главврача Сумского психдиспансера Ирина МУДРЕНКО, которая станет главной в новеньком здании на ул. Ковпака, не была готова рассказывать о строящейся поликлинике. Областное управление здравоохранения также переадресовывает все вопросы относительно психдиспансера.
70% людей, задействованных в стройке — сумчане
«А никто вам ничего и не расскажет, — признался источник в сумском диспансере на ул. Свердлова. — Они не знают, что говорить». По словам врачей, которые пожелали остаться неизвестными, начиная с лета строительство на Веретеновке обрастает слухами и недомолвками. «Летом нам поступило распоряжение искать медицинское оборудование, которое мы хотим получить в диагностический центр. В свое свободное время ездили, искали. Только что мы в этом понимаем? В общем, составили мы приблизительный список. Потом приехал какой-то мужчина из Киева, говорил с акцентом. Заявил, что это все старье и в клинике будет стоять оборудование гораздо высшего класса», — рассказывает врач. С тех пор информация о том, что именно строится и кто будет работать в новом помещении, не поступала. «Одно знаю: когда наше начальство и облздрав готовились к прямому эфиру на телевидении, они долго договаривались, что будут рассказывать, валерьянку пили».
Деньги: откуда и куда
Строительство областного психоневрологического диспансера началось еще 20 лет назад. Как сообщал ранее начальник областного УКСа Николай КОРОЛЬ, в 1996 г. при готовности 85–90% стройка остановилась. А в 2010г. антикризисный стабилизационный фонд предусмотрел 40 млн. грн., а потом еще и 9 млн. грн. на строительство психдиспансера. Исключительно благодаря лоббированию Юрия Чмыря, утверждают чиновники.
Их слова подвергает сомнению глава Бюро анализа политики Олег МЕДУНИЦА. Несколько лет он он занимался вопросом строительства диспансера и сейчас предполагает, что Кабинету министров понадобилось «отмыть» деньги стабилизационного фонда и Юрий Чмырь здесь ни при чем. «Появление киевского генподрядчика говорит о том, что денежные вопросы решаются на уровне столицы. В свою очередь, губернатору предложили „пропиариться“ на этом строительстве.
Однако он захотел большего, чем психдиспансер-долгострой, и придумал диагностический центр, хотя по нему нет ни одного документа, а есть только заявление главы администрации и сообщения в прессе и на сайте ОГА. Кабмин дал деньги неожиданно, и эта стройка вообще не была запланирована. Когда Чмырь становился губернатором, он, скорее всего, не знал, что такая проблема вообще существует в области». Что касается «отмыва» денег стабфонда, Олег Медуница считает, что лучший объект, чем недострой, придумать сложно: «Например, можно сказать, что конструкции сильно изношены, и списать на их восстановление больше, чем на самом деле».
В Сумах на учете в психдиспансере состоят 7 тыс. человек
Несоизмеримую роль губернатора в привлечении денег подвергнем сомнению и мы. Обычно, когда областное руководство ставит себе задачи на год, они прописываются в программе экономического и социального развития, которая становится основанием для принятия бюджета. В программе на 2010 г. никакого диспансера нет, а посреди года он появляется в областном бюджете. Ходят слухи, что идея возобновления стройки принадлежит премьер-министру Николаю АЗАРОВУ, которого как раз и ждут на открытие поликлиники. Появление киевской фирмы «Ярослав» также связывают с именем премьера, но ее директор Ярослав Фалат утверждает, что они выиграли тендер благодаря опыту в строительстве больших лечебных учреждений и тому, что гарантировали закончить первую очередь объекта до конца года.
Что касается планов самого губернатора на психдиспансер, это он четко дал понять на нескольких билбордах на пр. Курском. На рекламных площадях размером 3х6 м красуется проект стройки и название — «Діагностичний центр, за ініціативи голови облдержадміністрації Юрія Чмиря». С его подачи строящийся объект два месяца называли диагностическим центром, а в декабре это снова превратился в психдиспансер. Возможно, на перемену настроения повлияла перспектива уголовного дела за нецелевое использование денег: все-таки получали средства на диспансер, а по факту построили диагностический центр. С другой стороны, обвинить в этом может только счетная палата или КРУ, и то, если захотят провести запланированную проверку. Хотя на это надежды мало: какая разница, что построили, если в шапке документа написано «психдиспансер»…
Строительство второй очереди «дурдома» запланировано на 2011 г. На завершение проекта необходимо еще около 40 млн. грн. Интересно, что скажет людям Юрий Чмырь, если денег не дадут?
Анастасия МАЗУР, «Панорама» (Сумы), декабрь 2010