Автор: Максим Асауляк, газета “Дело”, 8 апреля 2009 года
Пророссийские силы начали реализацию масштабного политического проекта в Украине, приуроченного к выборам президента. Один из первых шагов — размещение антиукраинских билбордов в Киеве
Автор: Максим Асауляк, газета “Дело”, 8 апреля 2009 года
Пророссийские силы начали реализацию масштабного политического проекта в Украине, приуроченного к выборам президента. Один из первых шагов — размещение антиукраинских билбордов в Киеве.
На улицах Киева появились рекламные щиты со скандальным подтекстом. На них изображена карта бывшего Советского Союза, в границы которого включена и нынешняя Украина. Однако вместо четырех букв «СССР» над 1/6 частью суши красуется надпись «Проект Россия».
Билборды вызвали негодование в патриотически настроенных кругах. В частности, народный депутат от «НУ — НС» Андрей Парубий назвал подобное изображение противоречащим украинскому законодательству. Он призвал Службу безопасности найти заказчиков рекламы и наказать их.
«ДЕЛО» провело собственное расследование с целью выяснить, откуда появились антиукраинские щиты. В результате выяснилось: «Проект Россия» — не просто единоразовая политическая акция, это часть масштабной схемы, реализуемой российскими политтехнологами при поддержке некоторых политических сил в Украине.
Прикрытие — книга
Формальный повод для размещения билбордов можно найти в Интернете: выход в свет третьей книжки серии «Проект Россия». В соседней нам стране, как говорится на сайте онлайн-магазина Ozon.ru, начало ее продаж ожидается 6-9 апреля. Суть проекта сводится к пропаганде преимуществ монархической формы правления.
Две первые книги проекта уже наделали немало шума в России: там их нередко называют заказом Кремля. В Украине масштабная раскрутка серии началась только сейчас. Причем ее размах удивляет: щиты с изображением бывшего СССР размещены в центре столицы, где стоимость рекламных услуг самая высокая.
Очевидно, что в последнее время подобного вливания средств не осуществлялось на раскрутку ни одного бестселлера в Украине. Скорее всего, потому, что затраты на наружную рекламу могут быть неоправданными по сравнению с прибылью от продажи книги.
Российская схема
Российский политолог Дмитрий Гусев со ссылкой на свои источники рассказал, что цель размещения билбордов не в продвижении книги. По его словам, это только одна из частей «политического проекта, который задуман и поддерживается администрацией президента России и группой российских бизнесменов, которые хотят отстаивать свои интересы в Украине». Гусев отметил, что в рамках проекта также была выпущена пропагандистская книга «Американское сало» (о ней «ДЕЛО» писало в №13 от 05.02.2009 г.), также «будет еще ряд действий».
«Цель всего этого — продвинуть ряд тем, которые потом будут разыграны в интересах одного или нескольких кандидатов или политических сил на президентских и парламентских выборах. На данный момент проектом не делается ставка на кого-либо конкретного, но ближе к голосованию все указанные действия сольются в один политический мегапроект», — сообщил политолог. Также он добавил, что уже сейчас реализации проекта «помогают определенные политические и экономические силы в Украине», но отказался уточнить, кто именно.
При чем здесь БЮТ
Утверждение, что реклама книги — всего лишь прикрытие других целей, имеет свое подтверждение. В украинском отделении издательства «Эксмо», которое выпускает труды в рамках «Проекта Россия», сообщили, что не заказывали размещение билбордов. При том что именно украинский филиал обычно занимается продвижением книг «Эксмо» в нашей стране.
Как удалось выяснить «ДЕЛУ», скандальная реклама размещалась на щитах нескольких операторов «наружки». В одной из таких компаний — BigBoard — отметили, что им такие билборды заказал другой оператор — «РТМ-Украина». Совладельцем компании является народный депутат от БЮТ Николай Баграев — один из кураторов PR-направления в блоке. Он сказал, что до последнего времени не был в курсе причастности «РТМ-Украина» к размещению скандальных билбордов. Директор «РТМ-Украина» Олег Невельчук сообщил «ДЕЛУ», что конечным заказчиком рекламных щитов является некая российская компания. Ее название руководитель не уточнил, сославшись на конфиденциальность договора. По его словам, всего в Киеве было размещено 3-4 билборда, в том числе два вблизи Верховной Рады.
«Первоначальный сюжет этой рекламы содержал флаг России. Однако мы проконсультировались с юристом, и он сказал, что размещение символики другой страны нежелательно. Поэтому сюжет был доработан», — добавил Невельчук. Тем не менее после визита правоохранителей и поднявшейся шумихи компания решила демонтировать все скандальные изображения.
Автор: Максим Асауляк, газета “Дело”, 8 апреля 2009 года