Автор: Олег Суслов, “Вечерняя Одесса”, 10 ноября 2009 года
В этой истории три действующих лица. Первое — Виктор Леонидович ШАБАНОВ, председатель правления ОАО «Одесоблагрострой». С нескрываемой гордостью он называет себя одним из последних представителей отряда «красных директоров», когорты руководителей советской эпохи, которых сегодня безжалостно отодвигают от процессов управления экономикой.
Автор: Олег Суслов, “Вечерняя Одесса”, 10 ноября 2009 года
В этой истории три действующих лица. Первое — Виктор Леонидович ШАБАНОВ, председатель правления ОАО «Одесоблагрострой». С нескрываемой гордостью он называет себя одним из последних представителей отряда «красных директоров», когорты руководителей советской эпохи, которых сегодня безжалостно отодвигают от процессов управления экономикой.
Такое давление зачастую оборачивается публичными скандалами.
Имя руководителя предприятия, специализирующегося на сельском строительстве, стало узнаваемым после громких конфликтов вокруг цементного и керамзитового заводов. Судебные тяжбы с одним из своих бывших партнеров он считает делом житейским: ну, обобрал его партнер по бизнесу — эка невидаль по нынешним временам.
Второе действующее лицо — Сергей Арутюнович АМИРДЖАНОВ, бывший соучредитель и бывший директор фирмы «Лига», а сегодня — обвиняемый по статье 191 часть 5 Уголовного кодекса Украины (мошенничество). Дело, возбужденное на основании заявления в прокуратуру Виктора Леонидовича и его сына Владимира, сменившего Амирджанова на посту директора ООО «Лига», слушается в Малиновском суде г. Одессы.
Слова о том, что его с Шабановым якобы связывали тесные приятельские отношения, Сергей Арутюнович решительно опровергает. Мол, о какой дружбе может идти речь, если компаньон все время, пользуясь опытом руководителя большого производственного объединения, пытался ущемить его интересы, пока не оставил без денег, без имущества, но с уголовным делом по статье, по которой предусмотрена санкция в виде лишения свободы от 7 до 12 лет?
Третье действующее «лицо» — СПОРТИВНАЯ БАЗА НА ГРЕБНОМ КАНАЛЕ, что расположена на 14-м километре Овидиопольской дороги. Она же — объект противостояния между Шабановым и Амирджановым.
Водно-гребная база — это административные и жилые здания, рыбацкий домик, летние коттеджи, спортивный павильон, гараж и эллинг для лодок. Строилась для подготовки спортсменов и проведения соревнований по гребле. Сегодня же Виктор Леонидович свой интерес к базе объясняет просто: надо же на пенсии где-то отдыхать, ловить рыбу.
…Советского Союза нет почти двадцать лет, а имущество его по-прежнему вызывает желание им обладать, как говорится, «за бесплатно». Историю создания спортивной базы на Гребном канале главные фигуранты противостояния рассказывают по-разному.
Шабанов — скупо. Мол, в свое время его, как бывшего спортсмена, чемпиона Украины по гребле, попросили помочь в постройке спортсооружения. Разрешение пришлось пробивать в серьезных государственных инстанциях. Эту миссию и выполнил Шабанов. Нужное решение пробил, выделял стройматериалы, способствовал назначению Амирджанова на пост директора.
Когда Союз рушился, взял базу на баланс Аккаржанского завода железобетонных изделий, входившего в состав ассоциации «Одесоблагрострой». В 1993 году владельцем спортсооружения стала только что созданная фирма «Лига», в которой было два учредителя: Сергей Арутюнович с 45 процентами голосов и сын Виктора Леонидовича — Владимир — с 55 процентами.
Амирджанов предысторию конфликта рассказывает гораздо обстоятельнее. Все началось в 1979 году. Тогда Амирджанов — тоже мастер спорта по гребле, главный тренер областного совета ДСО «Колос» — уже трудился в качестве директора строящейся водно-гребной базы. Предложил ее строить именно Сергей Арутюнович — и с ним согласились: у колхозных спортобществ тогда денег куры не клевали. Шабанов, руководивший в то время трестом «Облагродорстрой», появился, по словам Амирджанова, уже тогда, когда было выделено место на Гребном канале и начались строительные работы.
Нет, Амирджанов не отрицает — помощь со стороны Виктора Леонидовича была. Именно Шабанов подсказал, что заказчиком стройки должен быть какой-нибудь колхоз — тогда легче будет попасть в план строительства. «Спасителем» стал колхоз им. Фрунзе.
В строй объект вступил в 1983 году. И шесть лет, до 1989 года, база нормально существовала. Здесь под руководством Амирджанова работали шесть тренеров, группы подготовки сельских спортсменов, проводились соревнования по гребле.
Числилась база на балансе ДСО «Колос». В 1988 году началась реорганизация спортивного движения. Все общества, кроме СКА, «Динамо» и «Трудовые резервы», объединили в одно спортобщество профсоюзов.
А тут и Советский Союз стал разваливаться. Обузой стала водно-гребная база для профсоюзов. Тогда-то Сергей Арутюнович и вспомнил о Викторе Леонидовиче. Чтобы база оставалась в Овидиопольском районе, решили перевести ее на баланс Аккаржанского завода ЖБИ. Правда, под крылом этого предприятия побыли недолго, года полтора. Стал возмущаться трудовой коллектив завода — дескать, и так денег не хватает, зачем нам еще содержать водно-гребную базу…
Пришлось Амирджанову вторично ехать к Шабанову. Так база оказалась на балансе объединения «Одесоблагрострой». А в 1992 году Виктор Леонидович предложил спортсооружение выкупить. Процедура эта проходила постепенно, через малое совместное предприятие «Лига», которое взяло базу в аренду с правом выкупа. Когда необходимая сумма была внесена, объединение «Одесоблагрострой» вышло из числа участников МСП «Лига», а в составе новосозданного ООО «Лига» остались два учредителя: Амирджанов и сын Виктора Леонидовича.
Подробный рассказ об истории создания спортсооружения на Гребном канале вызван необходимостью еще раз подчеркнуть: Шабанов, по утверждению Амирджанова, к строительству базы отношения не имел. Руководимому им предприятию она досталась бесплатно. Благодаря гримасам экономики в переходный период имущество, создававшееся в СССР трудом и деньгами миллионов, перекочевало в карманы единиц, оказавшихся в нужное время в нужном месте. Кстати, по той же схеме, за одну тысячу гривен, ассоциация «Одесоблагрострой» стала владельцем керамзитового завода, который потом успешно перепродала уже за совершенно другую сумму компании «Инто-строй».
Момент создания ООО «Лига» стал темой первого серьезного конфликта между Амирджановым и Шабановым. Сергей Арутюнович возражал: я, дескать, базу строил, я в нее душу вкладывал — почему мне только 45 процентов? Но Виктор Леонидович был непреклонен: мол, это мой жизненный принцип — бизнес пополам, но контрольный пакет акций должен быть у меня. И, как было сказано, вместо себя ввел в состав учредителей ООО «Лига» сына. Амирджанова, видимо, в качестве компенсации, оставили директором базы.
Основные события, ставшие почвой для возникновения многочисленных судебных процессов и вмешательства органов прокуратуры, начались в 2003 году. Есть смысл остановиться лишь на ключевых моментах.
Первый из них — причины выхода Амирджанова из состава учредителей ООО «Лига». По словам Шабанова, он лет десять вообще не интересовался деятельностью предприятия. На базу приезжал раз в год, какую коммерческую деятельность вело ООО «Лига» — не интересовался, сколько зарабатывал Амирджанов — не любопытствовал. Иногда оказывал помощь, как выразился Виктор Леонидович, «для поддержания штанов». С этой целью было куплено 10 грузовых машин, иногда через фирму проходили внешнеэкономические контракты. Видел, что база не развивается. Тем не менее, для него громом среди ясного неба прозвучало предложение Сергея Арутюновича о том, чтобы у спортсооружения был один хозяин. Шабанов продавать долю своего сына и выходить из состава учредителей категорически не захотел.
Тогда на выход согласился Амирджанов. Его корпоративные права были оценены в 52 тысячи долларов. Был заключен договор-купли продажи, заверен нотариально, деньги Шабанов передал Амирджанову в присутствии свидетелей. Правда, расписки Виктор Леонидович не попросил. Почему? Доверял Сергею Арутюновичу, как родному человеку, пояснил Шабанов.
У Амирджанова другой ответ — расписки не было, так как вышеназванных денег он не получал. И договор купли-продажи не подписывал. И к нотариусу этот документ не попадал. По утверждению Сергея Арутюновича, для составления договора купли-продажи был использован… чистый лист с его подписью внизу.
Как утверждает Амирджанов, не был он участником и собрания учредителей ООО «Лига» от 20 июня 2003 года, протокол которого свидетельствует о его желании попрощаться с хозобществом. В этом документе отсутствуют подписи Амирджанова, нет текста его выступления, наконец, отсутствует запись о том, что Сергей Арутюнович отказался подписать протокол, как это утверждал в суде Шабанов.
Понятно, что Амирджанов совсем по-другому объясняет свое предложение по изменению состава учредителей. На определенном этапе работы фирмы «Лига», говорит, ему просто стало страшно. То, что Шабанов назвал «двумя-тремя внешнеэкономическими контрактами», проходившими через отчетность предприятия, стало системной деятельностью «Лиги». Как доказательство Амирджанов демонстрирует акт налоговой проверки за период с 2000 года по октябрь 2002-го, которая свидетельствует о том, что скромненькая фирма-хозяйка водно-гребной базы прогоняла через себя очень солидные суммы в миллионах гривен.
В какой-то момент Сергей Арутюнович понял, что директором ООО «Лига» был все-таки он. Ушел вовремя: бурная внешнеэкономическая деятельность предприятия закончилась возбуждением СБУ уголовного дела по факту контрабандного ввоза в Украину целлюлозы и бумажной продукции. Главным фигурантом по делу является фирма «Лига». Идет следствие.
Ну, а теперь самое главное — так что же украли у Шабанова? Сергей Арутюнович объясняет: нотариально заверенное заявление о выходе из состава общества он передал 25 июля 2003 года Шабанову в обмен на уговор: Амирджанов, как директор ООО «Лига», продает водно-гребную базу и из этих денег учредители — отец и сын Шабановы — рассчитываются с ним за долю в 45 процентов уставного фонда, оцененную в 52 тысячи долларов.
Виктор Леонидович утверждает обратное: ни о какой продаже базы речи не было. Поэтому, когда спустя определенное время на счета ООО «Лига» — Амирджанов еще был директором — вдруг пришли почти 290 тысяч гривен от ЧП «Старт» за приобретенные здания и сооружения, Шабанов закричал: «Караул! Грабят!». Дескать, и 52 тысячи долларов за выход Амирджанова из состава учредителей ООО «Лига» уплатил, и благодаря ему же остался без базы. Хотя собрание участников, состоявшееся 28 февраля 2003 года, запретило проводить любые действия с имуществом ООО «Лига» до выхода одного из учредителей из состава участников хозяйственного общества.
Сергей Арутюнович, в свою очередь, утверждает: собрания 28 февраля не было, протокол фиктивный. Зато собрание было днем раньше, 27 февраля. Как явствует из протокола, его решение предоставляло право Амирджанову реализовать имущество ООО «Лига» по остаточной балансовой стоимости.
Главной же зацепкой, послужившей причиной возбуждения уголовного дела, стал тот факт, что Амирджанов, заключая договор-купли продажи с директором ЧП «Старт», предоставил справку, что покупатель якобы уже перечислил оговоренную сумму на счет продавца. На самом деле ООО «Лига» получило деньги от «Старта» месяц спустя после оформления сделки. Впрочем, какое это нарушение? Договор купли-продажи был заверен нотариально, его условия сторонами выполнены, имущество передано, оплата произведена, ущерб продавцу не нанесен.
Но прокурорско-судебные жернова закрутились. Заявление в прокуратуру Овидиопольского района, обвиняя Амирджанова в служебном подлоге, Шабановы написали 2 июля 2003 года. За последующие два года органы прокуратуры пять (!) раз выносили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Затем прокуратура Одесской области вынесла постановление, которым перечеркнула вердикты своих овидиопольских коллег и возбудила уголовное дело в отношении Амирджанова по факту злоупотребления служебным положением. Приморский районный суд 7 февраля 2007 года отменил это постановление. Прокуратура области подала апелляцию — и проиграла: отказ в возбуждении уголовного дела был оставлен в силе.
Все? Дело закрыто? Как бы не так… Теперь постановление о возбуждении уголовного дела выносит… Генеральная прокуратура Украины. На основании изучения все тех же документов, которые шесть (!) раз фигурировали в качестве основания, а затем отказа в возбуждении в отношении Амирджанова уголовного дела. Генеральная же узрела в «деяниях» Сергея Арутюновича состав преступления по статье 191 УК Украины. Дело передали в районную прокуратуру — но не Овидиопольскую, а Киевскую г. Одессы. Там искали-искали факт мошенничества и не нашли, опять вернулись к статье 366 часть 1 — внесение в официальный документ (договор купли-продажи) заведомо ложных сведений. Киевский районный суд в очередной раз отменил постановление о возбуждении уголовного дела. Однако апелляционный суд Одесской области с решением первой инстанции не согласился, материалы дела снова отправили в прокуратуру Киевского района г. Одессы для производства досудебного следствия.
Параллельно с уголовным процессом идут битвы в хозяйственных судебных инстанциях. С ООО «Лига» спор поначалу вело ЧП «Старт». Дважды по решениям судей первой и апелляционной инстанций исковые требования «Лиги» удовлетворялись. И дважды по кассационным жалобам ЧП «Старт» Высший хозяйственный суд Украины в одном и том же составе судей отменял эти решения как незаконные, возвращая дело на новое рассмотрение.
Третий круг вновь начался с проигрыша ЧП «Старт». Однако апелляция признала правоту данного частного предприятия. В постановлении Одесского апелляционного хозяйственного суда от 15 мая 2007 года указывается интересная деталь: ООО «Лига», оспаривая правомерность продажи базы и получая судебное решение в свою пользу, то есть забирая в свою собственность спорные здания и сооружения, тем не менее деньги покупателю возвращать не спешило, а неоднократно просило суд дать отсрочку, так как полученные средства уже были потрачены на собственные «лиговские» нужды. Однако кассацию в Высшем хозяйственном суде Украины (ВХСУ) и Верховном суде ЧП «Старт» проиграло. Интересно, что решение в ВХСУ вновь выносила та же коллегия судей, которая до этого дважды принимала по этому спору противоположные решения. Судьи прозрели?
Тем не менее, рассмотрение спора в хозяйственной судебной инстанции еще не завершено. Хотя за деньги, что были истрачены на сопровождение конфликта в судах, фирма «Лига» могла бы построить не одну базу. И даже, наверное, не на Гребном канале…
— Если честно, то мне Амирджанова жалко, все-таки не один год были вместе, — говорит Виктор Леонидович Шабанов. — Я не кровожаден: если Амирджанов придет, покается, вернет деньги и имущество, то я его прощу. Поверьте, морально очень тяжело судиться с тем, кому еще недавно доверял на все сто.
— Я десять лет, будучи директором ООО «Лига», работал с Шабановым, был членом ассоциации «Одесоблагрострой», поэтому знаю ситуацию изнутри, — говорит Сергей Арутюнович Амирджанов. — На моих глазах происходило разорение 26 райагростроев, уничтожение Аккаржанского промузла, попытка незаконной приватизации цементного завода, присвоение административного здания на Адмиральском проспекте. Ко всему этому непосредственное отношение имеет Шабанов. Еще одна деталь: за все годы независимости ни один акционер ОАО «Одесоблагрострой» не получил ни копейки дивидендов…
Олег Суслов