Автор: Евгений Гаркуша, «Центр», 07.09.2012
Будем справедливы: ни одна из политических сил, находившихся в Украине при власти, не смогла себе отказать в удовольствии в преддверии выборов использовать любой повод и любые доступные средства для демонстрации повышенной заботы о народе. За наши с вами деньги. Не стало исключением и 1 сентября – День знаний и начало учебного года.
Автор: Евгений Гаркуша, «Центр», 07.09.2012
Будем справедливы: ни одна из политических сил, находившихся в Украине при власти, не смогла себе отказать в удовольствии в преддверии выборов использовать любой повод и любые доступные средства для демонстрации повышенной заботы о народе. За наши с вами деньги. Не стало исключением и 1 сентября – День знаний и начало учебного года. Мероприятия, приуроченные к этому событию, с участием кандидатов от Партии регионов в компании с топ-чиновниками автономии, технологами партии власти были расписаны на добрую неделю. Но, сверив некоторые цифры, озвученные в эти дни кандидатами и чиновниками, с тендерной документацией, можем сказать, что информация о трепетной заботе крымских чиновников о школьниках, скажем так, местами была преувеличена. По воле министерства образования Крыма закупка школьных автобусов превратилась в игру в прятки, и накануне 1 сентября Виталина Дзоз никак не могла говорить о том, что уже закуплено 102 автобуса. Но сказала.
27 августа на площади перед Советом министров Крыма Анатолий Могилев вместе с министром образования и кандидатом в депутаты Виталиной Дзоз вручили директорам сельских школ ключи от 47 школьных автобусов. При этом председатель правительства пообещал, что до конца года планируется закупитьещеболее 60 школьных автобусов. В то же время, министр образования неоднократно заявляла, что за годужезакуплено 102 автобуса. Эту цифру она называла в программе на ГТРК «Крым», промо-ролик которой вначале сентября был показан множество раз. Эта же информация прозвучала и во время вручения ключей от 47 автобусов. Цитируем по тексту репортажа на ГТРК «Крым», размещенном на сайте телекомпании.
«С 2003 по 2011 год всего купили за такой большой промежуток 195 автобусов, и только за 1 год мы купили 102 автобуса. Это фактически обновление по большому счету парка», – сказала Виталина Дзоз, министр образования и науки, молодежи и спорта АРК.
До конца года на радость школьникам, их родителям и учителям планируется закупить еще более 60-ти автобусов. В совокупности такое количество станет рекордным за последнее десятилетие»,– резюмирует автор сюжета на государственной ТРК, исходя из чего телезритель может подумать, что до конца 2012 крымские школьники получат суммарно 162 автобуса.
Как мы все понимаем, правительство, имея в наличии закупленные им автобусы, ни за что не стало бы откладывать торжественный момент вручения ключей. Даже если бы не было выборов. Но школам в этом году передали только 47 автобусов. Причем, закупленных не крымским министерством образования, а украинским – по госпрограмме «Школьный автобус» и за средства госбюджета.
Так сколько их, на самом деле, уже закупленных автобусов? И где остальные, за вычетом 47?
Начнем с того, что Государственная программа «Школьный автобус» действует в Украине с 2003 года. Далее – только официальная информация. По данным пресс-службы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, в отличие от 2008 и 2009 годов, когда за средства госбюджета не было приобретено ни одного автобуса, в 2010 году для учебных заведений было закуплено 112 школьных автобуса. В 2011 году эта цифра увеличилась в 2 раза, а в отчетном для действующего правительства 2012 году было приобретено сразу 900 школьных автобусов.
Для Крыма, по официальным данным, с 2003 по 2011 годы было закуплено 195 школьных автобусов: 64 автобуса – за счет госбюджета, 121 – за счет бюджета АРК, шесть автобусов за средства местных бюджетов и привлеченных средств и четыре – в рамках проекта «Равный доступ к качественному образованию». В этом году в крупной госзакупке школьных автобусов министерства образования Украины Крыму досталось уже знакомых нам 47 автобусов. За счет бюджета только-только был подписан договор по закупке 15. И на это есть конкретные причины, о которых ниже.
Прежде стоит сказать то, о чем умалчивает официальная статистика и без чего цена победных заявлений для налогоплательщика будет неполной. В 2010 году украинское правительство действительно впервые за три года, наконец, осуществило закупку школьных автобусов. Но закупка вызвала громкие скандалы: школьные автобусы решено было закупать у Херсонского завода «Анто-Рус», притом, что предложение второго участника – «Бориспольского автозавода» – было на три миллиона дешевле, однако было отклонено конкурсным комитетом Минобразования. Формальной причиной стало то, что в пакете документов не хватало справки о несудимости представителя завода. На эти автобусы было потрачено 33 миллиона бюджетных денег, однако, как утверждают авторы программы Тендер NEWS канала ТВi, средства были выведены на подставные фирмы. Впоследствии данный тендер стал объектом проверок КРУ и СБУ.
Скандал сегодняшнего дня эта программа вызвала другой информацией: якобы закупленные автобусы не оответствуют стандартам ГСТУ, а один из них вообще загорелся, когда в нем были дети. Министр Табачник отрицает данные обвинения, утверждая, что причиной возгорания стало короткое замыкание самовольно чиненой проводки автобуса.
Как бы то ни было, но в 2011 году Министерство образования и науки Украины, имея горький опыт проведения тендера в предыдущем году, уже более осторожно подходил к определению победителей в тендере. Он проводился по 2-м лотам: первый – по закупке 116 автобусов (из них предназначались для Крыма) и второй – 112 автобусов. В тендере участвовали все те же херсонский «Автомобильный завод «Анто-Рус» и ЧАО «Бориспольский автозавод». И предприятия просто поделили между собой лоты: первый достался бориспольцам , второй – херсонскому предприятию.
Таким образом, поставку автобусов в Крым осуществляло ЗАО «Бориспольский автозавод». Цена одного «Эталона» составила 356 тысяч гривен. Как сообщало издание «Наші гроші», которое специализируется на тендерных расследованиях, в марте того же года Днепропетровская облгосадминистрация сама провела тендер на закупку школьных автобусов. Его выиграл все тот же «Бориспольский автозавод» – по цене 299 тысяч гривен за один автобус.
Но и в этот раз госзакупка не прошла гладко. Херсонский «Автомобильный завод «Анто-Рус» в сроки, предусмотренные договором, не поставил ни одного автобуса. Поэтому договор с поставщиком был расторгнут. Чтобы успеть приобрести автобусы до конца бюджетного года, Минобразования через ГНУ «Институт инновационных технологий и содержания образования», используя процедуру закупки у одного участника, 15 ноября заключает соглашение с ЗАО «Бориспольский автозавод» на поставку 96 школьных автобусов. Отметим, что в этот раз стоимость одного автобуса составила уже не 356 тысяч, а 347 тысяч гривен, что, согласитесь, необычно для наших ценовых тенденций.
Вскоре после торгов, 18 ноября первый заместитель главы Совмина Крыма Павел Бурлаков уже торжественно вручил руководителям крымских школ ключи от 14 автобусов марки «БАЗ – А079», купленных за счет средств госбюджета Украины. Вместе с тем, Бурлаков пообещал, что до конца года школам автономии планируется передать еще 15 автобусов, однако никакой информации о том, что в 2011 году еще закупались школьные автобусы, «Центру» найти не удалось.
В 2012 году, опять же, не напрямую, а через «Институт инновационных технологий и содержания образования» Министерства образования Украины был объявлен новый тендер по закупке 900 школьных автобусов для всех областей Украины.
В этот раз в тендере приняло участие рекордное количество претендентов – семь: Иностранное предприятие «АИС-Столица», ООО «Спецкомтехника», ГП «Автосборочный завод № 1» ОАО «Автомобильная Компания« Богдан Моторс», ООО «Бюро (Центр) научно-технических и экономических исследований и услуг, ОАО «Украинская Автомобильная Корпорация», ООО «Си Эй Автомотив» и ЧАО «Бориспольский автозавод».
Однако и данные торги вызвали сомнение в своей легитимности. Во время проведения тендера предложение ДП «Автосборочный завод № 1» ПАО «Автомобильная компания» Богдан Моторс» было отклонено из-за несоответствия квалификационным критериям. Компания Петра Порошенко 15 мая обжаловала это решение в АМКУ, который назначил рассмотрение жалобы на 18 июня, но отдельным решением закупка не была приостановлена. Это и позволило «Институту инновационных технологий и содержания образования» заключить соглашения на приобретение автобусов с другими предприятиями, в частности и ЧАО «Бориспольский автозавод», который выиграл в лоте на поставку в Крым. Это и были уже знакомые нам 47 школьных автобусов, цена за каждый мало отличалась от прошлогодней – 358 тысяч гривен. Договор был подписан 30 мая.
Спустя два месяца, 31 июля 2012 года при участии министра образования и науки, молодежи и спорта Дмитрия Табачника и председателя правления ЧАО «Бориспольский автозавод» Валерия Купцова состоялась торжественная церемония передачи автобусов руководителям отделов образования районных и городских государственных администраций Автономной Республики Крым в рамках реализации Государственной программы «Школьный автобус».
Но, видимо крымским руководителям этого торжества показалось мало и передачу автобусов повторили, но уже с участием премьера Могилева и министра Дзоз в главной роли. « Это один из факторов проявления государством заботы о наших детях», – заявил глава Совмина Крыма. Свой информационный повод получила и кандидат в народные депутаты Виталина Дзоз, заставившая нас, как уже говорилось, заняться подсчетом автобусов.
Исследуя тендерную документацию, мы с изумлением узнали, что министерство образования Крыма в лице его тендерного комитета в этом году, по сути, завалило две госзакупки.
Первый, на закупку 15 автобусов, проводился за средства крымского бюджета. Как сказано в ответе министерства образования и науки, молодежи и спорта Крыма на информационный запрос «Центра», «на приобретение школьных автобусов для обеспечения подвоза учащихся к месту обучения и домой в рамках Программы «Развития образования и науки, физической культуры и спорта, поддержки семьи в Автономной Республики Крым на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением ВР АРК от 21 декабря 2011 года (№ 632-6/11) в бюджете автономии были предусмотрены 6 150,3 тысяч гривен».
Закупка была объявлена еще 28 мая 2012 года, в тендере приняли участие два предприятия – киевское ООО «Спец-Ком-Сервис» и ЧАО «Бориспольский автозавод». В начале июля «Бориспольский автозавод» направил жалобу в Антимонопольный комитет Украины о «дискриминационных условиях в документации конкурсных торгов в отношении участника торгов». В своей жалобе «Бориспольский автозавод» просил вообще отметить данный тендер. Но решением коллегии Антимонопольного комитета данные торги были лишь приостановлены на время до вынесения окончательного вердикта. Буквально через месяц жалобу «Бориспольского автозавода» возвращают обратно без рассмотрения, так как «заказчик сообщил, что им устранены нарушения, указанные в жалобе». Таким образом, минобразования признало нарушения закона при объявлении госзакупки, но тендер, хоть и с задержкой, но все же состоялся, а победил в них …. «Бориспольский автозавод». 15 автобусов марки БАЗ-А079 были закуплены по 358 тысяч гривен за каждый, но из-за приостановки процедуры ввиду нарушений со стороны заказчика к первому сентября автобусы не поспели. По договору, срок поставки – до ноября 2012 года.
Второй тендер – на закупку 40 автобусов за 16 миллионов гривен из средств госбюджета, которые были направлены Крыму, окутан сплошным туманом. Как следует из объявлений, размещенных в «Вестнике госзакупок» данный тендер, объявленный 17 июля, 3 августа был отменен. Причина – «нарушен порядок публикации объявления о проведении торгов и результаты закупки, про акцепт». Сам ли комитет министерства остановил процедуру закупки, или это было сделано по решению органа контроля – установить не удалось, тем не менее, факт нарушения закона зафиксирован.
В ответе на информзапрос «Центра» министерство сообщает, что госсзакупка на 40 автобусов за средства госбюджета объявлена. И мы находим в «Вестнике» новое объявление о госзакупке. Вы не поверите, но оно датировано…25 июля. Учитывая, что первая закупка от 17 июля была отменена 3 августа, получается, что министерство дважды, с интервалом в неделю, объявило одну и ту же закупку 40 автобусов! Технической ошибки (по простой причине недосмотра исполнителей, к примеру) быть не может – объявления в части условий конкурса разнятся существенно: второе разбило закупку на два лота и установило для участников солидную залоговую сумму – по 400 тысяч гривен.
Раскрытие предложений по этому объявлению намечено на 10 сентября. После акцептирования предложения одного из участников странности в проведении этой госзакупки могут стать понятнее и мы продолжим тему. Сейчас же подведем итог по состоянию на 1 сентября.
Итак, в 2012 году за счет средств государственного бюджета Украины для Крыма было централизовано закуплено 47 автобусов, которые благополучно прибыли на полуостров и уже служат детям и внукам налогоплательщиков, за средства которых они и были закуплены.
15 автобусов крымские власти приобрели за счет средств бюджета АРК, но из-за нарушений со стороны заказчика – минобразования Крыма – процедура закупки была приостановлена, и автобусы будут поставлены только к концу года.
Госбюджет доверил Крыму провести закупку 40 автобусов самостоятельно, на что направил 16 миллионов гривен. Однако один тендер был отменен – по причине нарушений со стороны заказчика, второй еще не состоялся. И не факт, учитывая странности проведения закупки, что не будет оспорен. Вот такой непраздничный отчет получается, если составлять его на основании документов, а не с помощью пиар-приправ. Как видим, о рекордных 102 «уже закупленных» Крымским чиновникам рапортовать еще рано.
Автор: Евгений Гаркуша, «Центр», 07.09.2012