Автор: Егор СОБОЛЕВ, Бюро журналистских расследований «Свидомо» (Киев), октябрь 2009

Что вселяет оптимизм относительно будущего курса гривны и что его перечеркивает?

Автор: Егор СОБОЛЕВ, Бюро журналистских расследований «Свидомо» (Киев), октябрь 2009

Что вселяет оптимизм относительно будущего курса гривны и что его перечеркивает?

В распоряжении «Свідомо» оказался документ, подготовленный в Национальном банке для его руководства. Он откровенно рассказывает о рисках, ожидающих гривну в ближайшие месяцы. Признает ошибки самого центрального банка. И впервые, с начала кризиса, анализ дает основания для оптимизма.

Что дает гривне надежду?

Мы перестаем больше завозить товаров и услуг, чем вывозить. Именно это было фундаментальной причиной падения курса осенью прошлого года. До этого Украина с каждым годом все роскошнее жила не по карману. Например, в прошлом году из-за границы было завезено товаров и услуг на 17 млрд. долларов больше, чем вывезено. А финансировалось это в первую очередь кредитами иностранных банков и компаний. Таким способом они поддерживали спрос украинцев на товары, на которые мы фактически не заработали. С началом кризиса поток кредитов пересох. Напротив, их приходится возвращать, еще и с процентами и все в валюте. Вместе с необходимостью оплачивать импорт и паникой населения это создало такой спрос на валюту, что курс валится до сих пор.

Но экономика, как и природа, способна сама себя лечить. Если правительство и центральный банк не поддерживают ее в хорошем состоянии, она реагирует или ростом цен (например, когда печатается больше денег, чем производится товаров), или падением курса (когда импортируется больше, чем экспортируется). У нас произошло и то, и другое, потому что правительство и центробанк дали развиться обеим болезням. Но теперь экономика пожинает плоды самолечения. Обвал курса сделал импорт дороже. Чтобы купить автомобиль ценой в 20 тысяч долларов, нужно заплатить не 100 тысяч гривен, как год назад, а 170 тысяч. А экспорт наоборот приносит большие доходы. Год назад тонну пшеницы можно было продать за границу за 200 долларов или 1000 гривен. Сейчас – за 200 долларов или 1600 гривен. И дыра от внешней торговли исчезает!

«В августе был достигнут почти полный баланс», – написано в анализе НБУ. Разница между стоимостью товаров и услуг, которые были завезены и вывезены, составила лишь 44 млн. долларов или немного больше одного процента. Один месяц – не показатель, тем более в августе импорт всегда снижается – отпуска. Но и с начала года тенденция обнадеживает. В январе-августе эта разница превышение импорта над экспортом сократилось почти в восемь раз: с  8 до 1,1 млрд. долларов.

«Мы считаем, что по итогам года мы выйдем на ноль», – сказал «Свідомо» один из аналитиков НБУ.

Еще одной хорошей новостью является другой подсчет центрального банка. Он регулярно определяет, так называемый, реальный курс. Это когда учитывается не просто изменение одной валюты к другой, но и то, как изменяется покупательная способность каждой валюты. Это одна из скрытых бед нашей экономики. Например, все мы помним, что с весны 2005-го по осень 2008-го курс гривны фактически не менялся. Стоял на отметке пять гривен за доллар.

Но покупательная способность гривны в Украине при этом падала намного быстрее, чем покупательная способность доллара в США. У нас быстрее росли внутренние цены. В первую очередь из-за того, что вал иностранных кредитов и постоянное повышение правительством пенсий и зарплат бюджетникам стимулировали все больше покупать, хотя экономика не производила больше товаров такими же темпами. В результате при, как будто, неизменном курсе за  1000 гривен в Украине можно было купить все меньше товаров, а в США (обменяв на доллары) – столько же. Это – абсолютно незаметно для большинства населения – год за годом способствовало тому, чтобы мы покупали как можно больше заграничных товаров, как можно меньше производя своих.

Деньги, опять же, брались тоже за границей в кредит.

Так вот, резкое обесценивание гривны против доллара, евро и рубля за последние 12 месяцев остановило это. По подсчету НБУ, покупательная способность гривны в сравнении с этими валютами основных торговых партнеров в настоящий момент даже выше, чем после кризиса 1998 года. Тогда подорожание доллара более чем в два раза дало мощный толчок росту украинского экспорта и экономики в целом.  Есть надежды, что такое же произойдет и в этот раз. Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь уверенно прогнозирует укрепление гривны, начиная со второго квартала следующего года. Правда сначала, по мнению Александра, она еще больше упадет. Почему? А потому же, что и падала летом.

Из-за чего случилось последнее падение?

Мы продолжаем расплачиваться за годы эфемерного благополучия, когда банки, компании и люди без проблем получали дешевые валютные кредиты и покупали землю, квартиры, машины и бытовую технику. С октября прошлого года эти деньги приходится возвращать – опять же в валюте и с процентами. Из анализа НБУ следует, что именно это лежало в основе падения гривны в августе. Выплаты по долгам в этом месяце выросли больше чем в два раза в сравнении с июлем: с 800 млн. долларов до 1,7 млрд.

Была и вторая причина, которая во внутреннем анализе Нацбанка признается, хотя публично руководство НБУ ее отрицает. «НБУ осуществлял интервенции каждый раз с большим разрывом от рыночного курса (7% на 14.09.2009 г.). Однако небольшой объем этих интервенций ($0.86 млрд., 7.9% от объема торгов) не мог повлиять на рынок», – написано в закрытом документе.

Если перевести это на язык людей, то в НБУ признают:
а) мы продавали банкам валюту дешевле, чем она в этот момент стоила на рынке;
б) это не дало результата, то есть фактически золотовалютные резервы Украины были потрачены неэффективно.

Говорит ли это о коррупции в руководстве НБУ, отвечающем за валютные операции? Непосредственно их курирует первый заместитель председателя Анатолий Шаповалов. Плюс, учитывая значение курса вообще во всех странах, а в долларизированной и зависимой от импорта Украине – особенно – это должно заботить и руководителя Нацбанк Владимира Стельмаха. Допускают ли они прыжки доллара преднамеренно, в сговоре с отдельными банками?

Мы не готовы без прямых доказательств это утверждать. Трудно отрицать, что с таким превышением импорта над экспортом и с такими иностранными долгами удержать гривну от падения в последние 12 месяцев было невозможно. Но при этом можно констатировать, что Нацбанк крайне неэффективно сопровождал это падение. Например, главный критик Нацбанка Сергей Яременко, много лет курировавший там валютные операции и ушедший в отставку в 2005-ом с прогнозом нынешнего кризиса, еще в октябре прошлого года так описал, чтоб делал бы он:

«Я бы за один день опустил гривну с пяти до семи, а затем сказал бы: «Все, проблема решена и дальше буду держать». Стельмах и Шаповалов сделали это за год, причем до восьми гривен за доллар, при этом потратив на поддержание курса, по нашим подсчетам, 19 млрд. 927 млн. долларов. И осенью, и зимой и летом это происходило по одной и той же схеме. НБУ продавал банкам доллары дешевле, чем они стоили на рынке, но не всем и в объемах недостаточных, чтобы остановить падение.

Использовав данные Inter Business Consulting, «Свідомо» проанализировала операции Нацбанка во время последнего падения доллара в августе. Вы их можете увидеть на диаграмме.

Как НБУ пытался поддержать курс в августе:

 

alt

Кому нужна такая поддержка, которая и гривну не спасает, и золотовалютные резервы расходует по заниженной стоимости? 
Важное объяснение. Когда курс падает на 40% в один момент и потом фиксируется – это шок. Когда он падает на 60% в течение года – это шок плюс паника, плюс ожидание, что дальше будет еще хуже. Люди, не понимая ясно, что происходит, скупают растущий доллар и тем самым увеличивают его рост. Например, в августе они купили на 798 млн. долларов больше, чем продали. В сентябре – на 565 млн.
То есть население – такой же мощный фактор падения курса, как и превышение импорта над экспортом или как необходимость возвращать иностранные долги. Дыра во внешней торговле постепенно закрывается. Долги отдаются или растягиваются на более длинный период. Есть ли смысл дальше скупать доллары?

Что будет?

Если бы не одно но, можно было бы сказать: с долларом вскоре лучше расставаться. Фундаментальная причина ослабления гривны – потребление импортных товаров в долг, как мы уже сказали, исчезает. Во-первых, в долг никто не дает, во-вторых, ввоз товаров перестает превышать вывоз. Более того, в следующем году Украина – за одинаковыми оценками НБУ и Международного центра перспективных исследований – вероятно, будет вывозить товаров больше, чем завозить. Эффект от подорожания валюты, стимулирующий экспорт, еще не полностью сработал. И тогда торговля с другими странами прекратит забирать валюту, как это было в последние годы, а наоборот, станет ее приносить.

Возвращение долгов иностранным банкам и компаниям тоже уменьшится. Точные цифры засекречены, но большинство аналитиков считают, что наибольшие выплаты по долгам приходятся на вторую половину этого года. Именно поэтому экономист Жолудь ожидает дальнейшего снижения гривны примерно до 10 за доллар до конца года. После этого должна начаться обратная тенденция. Внешняя торговля будет давать валюту, выплаты по долгам ее будут мало забирать, а население, как только увидит снижение доллара, начнет от него избавляться.

Следовательно, в конце года есть смысл сделать это в первых рядах и выиграть больше всего?  Возможно. Но давать такой совет мы не рискнем, учитывая бомбу, тикающую под государственными финансами. Ее заложило там правительство Юлии Тимошенко, не желающее тратить по доходам. Дело в том, что экономический спад уменьшил поступления от налогов. Министерство финансов и Государственное казначейство старательно маскируют эту истину.

Но в отчете НБУ есть эти цифры. Доходы общего фонда бюджета за январь-август на 17,6% меньше чем в прошлом году. А за август отдельно – на 28,5% меньше чем в августе 2008-го.

При этом расходы продолжают расти, потому что правительство хоть немного, но пытается повышать пенсии и зарплаты бюджетникам. Конечно, это хорошо воспринимается людьми, не осведомленными в законах экономики. Но те, кто их знает, задают простой вопрос: а как финансируется эта дыра?

Правительство влезает в долги. С начала года по август государственный долг вырос на треть или 67 млрд. гривен до 256 млрд. гривен. Само по себе это не является катастрофой. Но поскольку кроме Международного валютного фонда Украине в условиях кризиса никто не хочет одалживать деньги, это все чаще делает НБУ. Фактически он печатает деньги, получая взамен от правительства облигации.

Именно таким способом – за счет напечатанных банком денег – правительство выкупило в госсобственность три проблемных банка. И просит денег еще. По данным источника, с августа Тимошенко убеждает Стельмаха по той же схеме напечатать 18 млрд. гривен для «Нефтегаза Украины». Стельмах отказывается, но как долго это будет продолжаться?  Именно риск того, что через печатание необеспеченных гривен опять подпрыгнут цены и курс, не дает возможности дать совет: продавайте доллары в конце года. Пока правительство не сбалансирует расходы казны с доходами, бомба будет тикать.

С другой стороны, глупо скупать доллар в дни, когда он несется вверх. Тогда его лучше продавать, а покупать для сбережений или возвращения кредита валюту стоит в дни стабильности. Как сегодня.

Егор СОБОЛЕВ, Бюро журналистских расследований «Свидомо» (Киев), октябрь 2009

Loading

Для отримання юридичної допомоги
заповніть анкету

    П.І.Б.*

    Організація

    E-mail*

    Телефон

    Деталі звернення

    Яка юридична допомога вам потрібна? *

    Юридична консультаціяДопублікаційна експертизаПравовий захист у судіСкладання інформаційного запиту

    Завантажте документи/файли

    * - обов'язкові поля

    ×














    ×