Автор: Ольга Сафронова, “Центр журналистских расследований”, 17 лютого 2012 року
25 ноября прошлого года вышел приказ Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины № 1360 о присоединении Севастопольского высшего профессионального училища № 3, которое на протяжении нескольких десятилетий готовило рабочих для судостроительных и судоремонтных заводов, к Киевской государственной академии водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного. К чему это объединение может привести, какие подводные камни скрываются под декларацией об «усовершенствовании подготовки квалифицированных кадров, реализации ступенчатой подготовки работников в сфере водного транспорта и улучшении управления объектами государственной собственности», выяснял «Центр».
Автор: Ольга Сафронова, “Центр журналистских расследований”, 17 лютого 2012 року
25 ноября прошлого года вышел приказ Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины № 1360 о присоединении Севастопольского высшего профессионального училища № 3, которое на протяжении нескольких десятилетий готовило рабочих для судостроительных и судоремонтных заводов, к Киевской государственной академии водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного. К чему это объединение может привести, какие подводные камни скрываются под декларацией об «усовершенствовании подготовки квалифицированных кадров, реализации ступенчатой подготовки работников в сфере водного транспорта и улучшении управления объектами государственной собственности», выяснял «Центр».
Разруха
История училища уходит своими корнями еще в военный 1944 год, когда в Ялте стали готовить мастеров для ремонта и восстановления Черноморского флота. В послевоенные годы училище перевели в Севастополь. А в 1980-ом году ПТУ поменяло место дислокации: государственное предприятие «Севморзавод имени Серго Орджоникидзе» построило недалеко от собственной базы на шести гектарах новое великолепное училище с множеством учебных корпусов, общежитий, с прекрасной столовой, с тренажерным и спортивным залами и даже с шикарным бассейновым комплексом. Учащиеся проходили практику на заводе, а потом завод принимал отлично подготовленные рабочие кадры: сборщиков корпусов металлических судов; электро- и газосварщиков ручной сварки, газорезчиков, слесарей по сборке металлоконструкций, судовых слесарей-монтажников, станочников широкого профиля, электромонтеров.
Сегодня, когда в Украине практически полностью разграблен флот, корабли пришли в негодность, а новые не строят, в слабом режиме работают и судоремонтные, и судостроительные заводы. Теперь, кажется, дошел черед и до кузницы кадров.
Мы побывали на территории училища в сопровождении ветерана профобразования Николая Зинченко. Он продемонстрировал нам удручающую картину. Здание с производственными классами полностью обветшало: темные коридоры, свисающая по стенам электропроводка, почерневшие от грибка стены, протекающий потолок. Рядом здание давно уничтоженного сварочного полигона.
«Когда-то сварочных полигонов было три. Сейчас ничего не осталось. В классы страшно заводить учеников. В бывшей столовой теперь располагается обувная фабрика. Здание, где готовили штукатуров, находится в аренде, как, впрочем, и клуб на триста человек. На что идут деньги от аренды, нам неведомо, так как директор училища никогда не отчитывалась перед коллективом», – рассказывает Николай Зинченко, ведя нас от корпуса к корпусу.
На входе в еще одно двухэтажное здание висит вывеска «Педагогическое училище». Оно, по словам мастера, арендует первый этаж.
Здание сварочного полигона Классы на втором этаже
В главном корпусе мы посетили бассейновый комплекс, сделанный в свое время очень качественно. Однако сегодня он не работает.В подобающем виде остаются тренажерный и спортивный залы, над которым недавно всё-таки поменяли кровлю, учебные классы.
Чья вина?
Мы обратились к директору ПТУ-3 Галине Косенко с вопросом, как так получилось, что учебная организация, в которой еще десять лет назад обучалось более тысячи ребят, сегодня в таком упадке и что ждет училище, когда оно станет подразделением Киевской академии?
Галина Юрьевна подчеркивает, что все было разворовано до того, как она заняла директорское кресло. И сегодня спасение своего училища видит именно в объединении с более сильной, материально и финансово стабильной организацией, то есть с Киевской академией.
«С 1998 года я работала заместителем директора по учебно-производственной работе. Директором стала в 2008-ом. Украли здесь все до меня. До сегодняшнего дня были большие проблемы с арендаторами. Есть спецфонд, куда должны поступать от аренды деньги. Многие ушли, так и не заплатив. У одного педучилища была задолженность 30 тысяч гривен. Деньги мы от него получили, только когда академия пришла. Проблема в том, что договора заключались трехсторонние: с нами и с госфондимуществом. 50% арендной платы идет нам, 50% – госфондимуществу. И расторгнуть договоры мы как третье лицо не могли, так как существовала такая практика: арендаторы в госфондимущество заплатят (те юридически сильнее нас), а нам нет, кормят обещаниями. Я подавала на арендаторов в суды, но вы же знаете, сколько суды длятся. Сейчас в связи с реорганизацией все приведено в порядок», – рассказывает Косенко.
«То есть вы хотите сказать, что именно академия – ваше спасение и сами сделать ничего не можете?», – уточняем.
«Если бы мы не объединились с академией, неизвестно, как бы мы выжили. Нам и так сокращают финансирование по всем статьям расходов. И в первую очередь это связано с демографическим спадом в стране. На этот учебный год у нас был колоссальный недобор учащихся. Сегодня в училище учатся 413 человек. После выпускных экзаменов переходного контингента вообще останется мало. В связи с этим урезают финансирование. И уже началось сокращение штата, – отмечает Косенко.
Кроме этого, по словам Косенко, стало очень сложно трудоустраивать выпускников. ««Севморзавод» теперь – частное акционерное общество, которое не берет молодых специалистов, так как само еле выживает. А через Киев просматривается перспектива трудоустройства, дальнейшего обучения, в том числе на бюджетной основе. Так как академия – государственное учреждение, значит, она не может изменить направленность своей деятельности. Кроме этого, если наше имущество прежде числилось на балансе министерства, то теперь – на балансе академии. А у них возможностей возродить училище больше», – рассказывает Галина Юрьевна.
Ее слова подтверждает заявление главы городской администрации Владимира Яцубы, который сказал, что ситуация обострилась в текущем году: правительство приняло решение еще больше урезать государственное финансирование ПТУ, возложив основную нагрузку на плечи местного бюджета. “То, что нам предлагают, – это дурь. Городской бюджет не резиновый. Финансировать обучение специалистов для “Севморзавода” и “Авлиты” (частных предприятий) – непозволительная роскошь», – заявлял в декабре прошлого года Яцуба, выступая в эфире Севастопольской РГТРК»,-пишет «Слава Севастополя».
Из-за всех вышеперечисленных проблем, накопившихся за прошлые годы и обострившиеся в последнее время Министерство образования Украины якобы и приняло кардинальное решение присоединять слабых к сильным.
Чужие интересы
Что же касается дальнейшей судьбы Севастопольского ПТУ-3, то Галина Косенко уверяет, что после присоединения училища к Киевской академии учебный процесс каким был, таким и останется и педсостав менять не будут.
Однако у членов профкома есть резонные опасения, что академии нужны просто корпуса училища. Кроме того, если сегодня ребята обучаются бесплатно, то на базе академии обучение станет, по их словам, обязательно платным.
«В колледже стоимость обучения 1000 гривен в месяц. Так будет и у нас», – предвидит развитие событий Владимир Римский, мастер производственного обучения, член профкома.
К его мнению присоединяется и начальник отдела обучения и развития персонала «Севморзавода» Сергей Поздняков, кстати, тоже в прошлые годы работавший в этом училище.
«Я вам больше скажу, – говорит Поздняков. – Киевская академия водного транспорта готовит не судостроителей и судоремонтников, а лишь плавсостав: мотористов, штурманов, капитанов. А так как судов на Украине практически нет, следовательно, готовят кадры для работы за границей, то есть на иностранные суда. Для ребят это перспективно, можно хоть денег заработать. Так вот, морской академии не хватает материальной базы для тренажерных классов. Для дизелистов нужны огромные классы, где будут помещаться дизеля. Нужен капитанский мостик и прочее. Всего этого в Киеве нет. А на нашей базе это легко создать. Так что в дальнейшем, вполне возможно, специальности ПТУ-3 будут вытесняться специальностями плавсостава».
Если будет так, как предсказывают мастера-производственники, то возникает еще один вопрос: какое будущее ждет страну, у которой при наличии заводов не будет специалистов для работы на них? И неужели Севастополю, у которого с десяток судостроительных и судоремонтных заводов, пусть даже они сегодня переживают не лучшие времена, не нужны в будущем квалифицированные кадры?
По словам начальника управления образования и науки СГГА Ирины Заец, кадры городу нужны. В декабре прошлого годаона заявляла: «Идут разговоры, нужны ли эти технические училища. Скажу так: нужны, потому что городу нужны рабочие профессии».
Чем наши хуже?
При этом, как утверждает сама Галина Косенко, многие технические вузы Севастополя (!) выражали желание объединиться с ПТУ и из ребят, желающих продолжить учебу, готовить специалистов определенной направленности. Ее слова подтверждают профкомовцы.
«В частности, есть Севастопольский национальный технический университет, который предлагал объединиться. Наши ребята могли бы продолжить обучение там, стать инженерами судостроения и судоремонта. Почему выбрали вуз другого региона и с не соответствующей нашему направлению специализацией, непонятно», – восклицают члены профкома.
Галина Юрьевна тоже не знает ответ на этот вопрос. Мы обратились к ректору Севастопольского национального технического университета Евгению Пашкову.
«Лет пять назад наш вуз хотел объединиться с ПТУ-3, но на тот период, чтобы ПТУ входило в состав высшего учебного заведения, было невозможно. Хотя все специальности, которые есть в училище, есть и у нас. То есть начальное обучение ребята получали в ПТУ и по этим специальностям они могли продолжить обучения уже у нас. Да и сегодня существуют согласованные с ПТУ учебные планы, – рассказывает Пашков. – Но с предложением объединить наш вуз с училищем ни управление образования, ни министерство, ни администрация города к нам не обращались. Из неофициальных источников я получил информацию, что и к ним тоже никто не обращался, когда принималось решение о присоединении ПТУ-3 к Киевской академии. Был приказ сверху и всё. А я подтверждаю, что в отличие от нашего вуза, в котором готовят специалистов и для судостроения, и для судоремонта, и для машиностроения, в академии – только специальности для плавсостава. Больше никаких специальностей у них нет!»
С вопросом, почему получилось так как получилось, «Центр» решил обратиться к Ирине Заец. В пресс-службе СГГА нам сообщили, что с начальником управления образования сможем пообщаться через неделю. Мы терпеливо ждали, но через неделю у Ирины Заец случилось день рождения, и во встрече нам было отказано.
В общем, на сегодняшний день судьба училища весьма туманна. С одной стороны, Министерство образования не дало раздерибанить ПТУ, отдает его под крыло государственному вузу. А с другой стороны, вероятна возможность уничтожения специфики обучения, взятой за основу училищем. Кроме этого и вопрос с трудоустройством весьма скользкий. По словам Евгения Пашкова у Киевской академии гораздо меньше шансов обеспечить работой своих выпускников, чем у вузов, давно специализирующихся на подготовке судостроителей и судоремонтников.
«Если посмотреть историю нашего университета, на всех крымских морзаводах и на заводах всего южного региона Украины работают наши выпускники. У нас все давно отработано, есть прямые контакты с судоремонтными и судостроительными заводами по всей Украине. А вот Киевской академии действительно сложно трудоустраивать, так как там кроме речного флота ничего нет», – отмечает ректор Севастопольского национального технического университета.
Так что какую выгоду, или чью, преследовало Министерство образования Украины, подписывая приказ № 1360, неизвестно, но явно не Севастополя и не учащихся ПТУ-3.
«Мы возмущены тем, что нас не поставили в известность о грядущих переменах за три месяца до реорганизации, как того требует закон. Кроме того, сам приказ о присоединении был подписан неправомочно, так как никого из нашего трудового коллектива не включили в комиссию по передаче», – отмечают профкомовцы ПТУ-3.
Трудовой коллектив училища настроен отстаивать свою позицию и готовит коллективное письмо в Министерство образования Украины. Но, по всей видимости, судьба ПТУ-3 уже предрешена.
Автор: Ольга Сафронова, “Центр журналистских расследований“, 17 лютого 2012 року