Автор: Екатерина Чурилова “Гражданская оборона”, 2 липня 2012 року
Руководство Севастопольского морского торгового порта раздает земли и причалы частным структурам почти « за спасибо» и не совсем правомерным путем. В настоящее время в судах идет битва за государственное имущество, которым распоряжается порт.
Прокуратура обвиняет СМТП и три частные фирмы в неправомерном отчуждении, те – отбиваются, и в свою очередь, судятся друг с другом. Разбирательства тянутся около трех лет. На кону – почти 2 гектара прибрежной земли, причал, здание морвокзала и ремонтных мастерских
Автор: Екатерина Чурилова “Гражданская оборона”, 2 липня 2012 року
Руководство Севастопольского морского торгового порта раздает земли и причалы частным структурам почти « за спасибо» и не совсем правомерным путем. В настоящее время в судах идет битва за государственное имущество, которым распоряжается порт.
Прокуратура обвиняет СМТП и три частные фирмы в неправомерном отчуждении, те – отбиваются, и в свою очередь, судятся друг с другом. Разбирательства тянутся около трех лет. На кону – почти 2 гектара прибрежной земли, причал, здание морвокзала и ремонтных мастерских
ГРУЗИТЕ ВОКЗАЛЫ ОПТОМ …
В середине 2007-го года Севастопольский морской торговый порт (СМТП) заключает с тремя частными фирмами ряд договоров. Главными объектами соглашений выступает недвижимое имущество порта: здание морвокзала «Центральный», причал №205 в бухте Круглая с прилегающим земельным участком, а также ремонтные цеха порта на ул. Портовая, 13. Согласно заключенным договорам, госпредпритие и частные структуры вскладчину должны были модернизировать ( в это понятие входит и капитальный ремонт, и строительство «с нуля») вышеперечисленные объекты. Казалось бы, от таких соглашений – для города сплошные выгоды. И новое здание морвокзала, и ремонт обветшалых причалов … . Только по окончании модернизации приватные организации получали частичное право собственности на эти объекты. Доля частников по трем договорам была разной, в одном случае она доходила до 90 %.
По документам, представленным в судах, удалось восстановить схему по которой совершались сделки на с государственным имуществом.Как минимум, два фактора указывают на сговор арендаторов с портом.Во-первых, синхронность заключения сделок, во-вторых, подставной характер фирм.
Все договоры и дополнительные соглашения заключались в короткие сроки. Большинство – в период с 5 по 29 октября 2007 года. Со стороны госпредприятия подпись ставил тогдашний, а сегодня – нынешний его начальник Сергей Тараканов. Итак, как выглядела модернизация на деле
…27 июля 2007 года СМТП заключает договор с ООО «Портланд» о совместном участии в реконструкции производственных мастерских порта, расположенных по улице Портовая, 13 на земельном участке площадью 0, 344 гектара. Также по условиям соглашения стороны делили право собственности на будущий объект. 9 октября договор был переписан, фраза о совместном участии была заменена на «частичное участие». А 29 декабря того же года был заключен дополнительный договор – суперфиций, по которому порт отдавал «Портланду» во временное платное пользование землю на Портовой, 13. Со стороны порта это и было то, что называлось в соглашении «совместным участием».
На фото – объект ГП «Севморторгпорт» на ул. Портовая,13
9 октября 2007 года СМТП подписывает следующий договор с ООО «Компания «Тулон», а 29 декабря – суперфиций к нему. Здесь речь идет о 1426 кв. метрах прибрежной территории и причале номер 205 в бухте Круглая. Предмет договора – проектирование и строительство портопункта для строительства яхт и маломерных судов . Госпредприятию должны были отойти диспетчерская, кассы и комнаты отдыха на первом этаже новостройки, «Тулону» – все остальное.
Однако, самая крупная по масштабам сделка произошла 5 октября 2007 года. Порт заключает соглашение с ЧП «Красотель Девелопмент» о совместном паевом участии в строительстве морвокзала «Центральный» на пр. Нахимова 5. На земле СМТП предполагалось возвести новый терминал с офисами для администрации и служб порта, а также с залами отдыха и ожидания, помещениями для таможенного и пограничного контроля. Существующий вокзал после реконструкции планировалось перепрофилировать в гостиничный торгово-развлекательный комплекс. В результате чего «Красотель» получала 90 % процентов от площади построенного и введенного в эксплуатацию объекта. Все это стороны обязались зарегистрировать в КП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Севастопольского городского совета.
Так должен был выглядеть морвокзал после реконструкции
Стоит отметить, что вышеупомянутые частные структуры, заключившие договора с Севастопольским морским торговым портом, говоря языком юриспруденции, вступали в правоотношения между собой.
Так, ООО «Компания «Тулон» передала свои права и обязанности относительно строительства портопункта в бухте Круглая ООО «Портланд». Причем, в день заключения соглашения с СМТП – 9 октября 2007 года. Фактически, «Портланд» теперь должен был бы участвовать в реконструкции ремонтных мастерских порта на берегу Южной бухты, а также по наследству «Тулона» строить портопункт в бухте Круглая. Однако, свои обязательства по объекту на Портовой 13 «Портланд» передал новому игроку – ООО «Пилот».Когда в июле 2010 года Сергей Тараканов отправился развивать Ялтинский морской порт, его преемники, сначала Юрий Кравцов, а затем – Тимур Кондратьев, пытались через суд добиться расторжения вышеуказанных договоров. Видимо, чтобы снять с себя ответственность за действия предшественника. Однако Хозяйственный суд Севастополя и последующие апелляционные инстанции отказали истцам в удовлетворении требований, на основании того, что юристы порта не обосновали, в чем состоит нарушение прав ответчиками. Еще одной мотивацией суда стало то, что иск был подан после истечения установленного законом трехгодичного срока на обжалование. Согласно статье 257 Гражданского кодекса Украины общая исковая давность устанавливается продолжительностью в три года, а исходя из содержания части первой статьи 261 Гражданского кодекса Украины, течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило. Частные структуры тоже не остались в стороне и также обратились в суд с требованием – заставить порт выполнять свои обязательства по заключенным договорам.
WHO IS ГОСПОДА-ИНВЕСТОРЫ?
Если «Тулон», «Пилот» и «Портланд» – фирмы в городе практически неизвестные, то «Красотель» оставила за собой солидный информационный шлейф. ЧП «Красотель – Девелопмент», которое заключило договор с портом, – структурное подразделение одноименной российской компании, которая имеет бизнес-интересы как в РФ, так и в Украине. На их сайте говорится, что « … Компания также участвовала в самых значительных проектах по развитию жилищного строительства Департамента инвестиционных программ строительства при Правительстве Москвы … », однако, лобби со стороны правительства российской столицы для своей деятельности они отрицают.
В Севастополе «Красотель» предлагает несколько проектов строительства – база отдыха «Адмиральская лагуна» между Омегой и Камышовой бухтой, гостиничный комплекс «Мыс Хрустальный», гостиничный комплекс с современным морским терминалом «Центральный Морвокзал» – тот самый, по которому заключался договор с портом. В сентябре прошлого года на берегу Южной бухты эта компания открыла яхтенную марину «Царская пристань». Презентация проходила с шиком и довольно активно освещалась в СМИ. Как заявлял тогда генеральный директор фирмы Заур Абдула-Заде, яхтинг – «всего лишь опция, чтобы стимулировать внимание наиболее обеспеченной части населения».
Основная часть проекта, по словам руководителей «Красотели» – это переоборудование здания холодильника- овощехранилища, принадлежавшего во времена СССР Черноморскому флоту, в торгово-офисный развлекательный центр. Само здание было выкуплено компанией в собственность, а прилегающий земельный участок с прибрежной полосой взят в аренду на 25 лет – неоднократно утверждал журналистам региональный директор «Красотели» Андрей Вигриянов.
Однако, торговый центр за 9 месяцев так построен не был. Причина – пока остается тайной.
При этом «внимание наиболее обеспеченной части населения» все же было простимулировано. Не так давно на причале там была замечена люксовая моторная яхта бренда «Azimut», стоимость суден этой компании колеблется от 500 тыс. до 10 млн. долларов США.
На первый взгляд кажется, что вышеупомянутые частные организации никак не связаны между собой. Однако, это только на первый взгляд. Изучая основателей и руководителей и деятельность фирм, удалось найти целый ряд совпадений, наводящих на размышления о близкородственных отношениях этих организаций.
Остановимся подробнее на этих совпадениях.Первое: Учредителем ЧП « Красотель Девелопмент» является Абдула-Заде Заур Эминович ( он же – директор головной компании ОАО «Управляющая компания Красотель» в Москве), а учредитель зарегистрированного в Ялте ООО «Портланд» – Абдула – Заде Эмин Абдула – оглы. Трудно представить, что обе компании, претендующие на имущество порта, не связаны учредителями. Причем, не только по столь редкой для Украины фамилии, но и по линии отец-сын.
Второе: руководитель «Красотели» в Севастополе – Баяндуров Александр Александрович одновременно выступает учредителем все того же «Пилота». Юридический адрес последней конторы – Севастополь, ул. Портовая 17 – совпадает с адресом яхтенной марины «Царская пристань», открытой, как мы писали выше, все той же «Красотелью».
Третье: Еще один учредитель «Пилота» Шамсутдинов Андрей Рифатович является руководителем частной структуры – ООО «ЭкоКлининг», которая прописана по адресу ул. Курганная, 24. Там же находится юридический адрес «Красотели».
К слову, тот же Андрей Шамсутдинов выступает руководителем ЧП «Севэлектромонтаж», а вот учредитель этого предприятия – Дукина Л.Е., жена депутата Городского совета от КПУ Николая Дукина; и директором ООО «Севспортинвест», где соучредителем выступает ЧП «Холдинг-Центр», основателем последнего является Оксана Леонидовна Бондарь, в девичестве – Жунько. И в придачу – еще один основатель «Севспортинвеста» – все тот же Александр Баяндуров, директор «Красотели» и учредитель «Пилота».
Лирическое отступление: Гражданин Российской Федерации, директор ОАО « Красотель Девелопмент» Заур Абдула-Заде имеет регистрацию в Украине. Причем, ни где-нибудь, а в … холодильнике. В здании того самого обветшалого флотского овощехранилища на Портовой, где располагается яхтенная стоянка и фирма «Пилот». Для председателя Партии граждан России и руководителя компании, чей офис в Москве находится на Котельнической набережной с видом на Кремль, это, мягко говоря, не совсем солидно.
На фото – учредитель ЧП «Красотель Девелопмент» Заур Эминович Абдула-Заде
КОГДА ФЕМИДА ПРОСЫПАЕТСЯ …В начале 2011 года в порту начала работать прокуратура. Проверка была плановой, на предмет соблюдения земельного законодательства, законодательства о государственной собственности и использования земель транспорта. В ходе инспектирования были и выявлены вышеуказанные договоры с частными фирмами. Транспортный прокурор Севастополя Елена Диденко в интервью заявила следующее: «… прокуратурой была осуществлена досудебная подготовка данных материалов, были предъявлены иски в Хозяйственных суд города о признании сделок недействительными. Всего было выявлено 12 таких сделок, которые были аккумулированы в три исковых заявления». По мнению прокуратуры, что и было заявлено в иске – оспариваемые договора являются фиктивными, поскольку подписаны сторонами с целью скрыть другие соглашения – соглашения об отчуждении государственного имущества, которое относится к основным фондам СМТП, в обход действующего законодательства Украины. Свои доводы надзорное ведомство обосновало тем, что Севастопольский морской торговый порт является только распорядителем имущества, а владельцем – Министерство транспорта и инфраструктуры Украины. Поскольку согласования этих договоров с Министерством не было, то и соглашения носят неправомерный характер. Ответчиками по трем делам выступают ГП «Севморторгпорт», ЧП «Красотель Девелопмент», ООО «Пилот» и ООО «Портланд».
11 апреля этого года Хозяйственный суд полностью удовлетворил требования прокуратуры в деле об отчуждении морвокзала. До этого момента дело прошло все инстанции, в том числе и Высший Хозяйственый суд Украины, который вернул дело на рассмотрение в Севастополь.
Как нам стало известно, ЧП «Красотель Девелопмент» будет оспаривать это решение. Также в деле с «Портландом» и «Пилотом» суды продолжаются.
Если они признают правоту фирм из госсобственности уйдет около гектара земли в центре города, здание морвокзала, участок в бухте Омега вместе с причалом, земля и здания на берегу Южной бухты. Кстати, именно там находятся ремонтные мастерские порта, и сейчас стоят на якоре 2 списанных парома. На ночь на стоянку сюда приходят пассажирские катера.
В том случае, если по трем искам суд примет сторону прокуратуры, Сергею Тараканову, который в декабре прошлого года благополучно вернулся к штурвалу порта, ничего не грозит. Разве только общественное порицание. Поскольку земли и имущество порта отчуждены не были, следовательно, ущерб государству не причинялся. То есть статья 365 УК Украины «Превышение власти или служебных полномочий», где говорится «умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам» – это, скорее, про Юлию Тимошенко, а не про руководство Севморторгпорта.
На информационный запрос редакции в СМПТ ответили, что договора, которые порт подписывает с частными структурами, это – коммерческая тайна. То есть фактически государственные земли и имущество, раздаваемые близкородственным приватным фирмам по непрозрачным схемам, что называется, «за семью печатями». На просьбу озвучить позицию относительно судебного разбирательства редакция также получила отказ.
Попытки связаться с руководителями частных фирм также не увенчались успехом. В течение недели в «Красотели» и «Пилоте» (у которых еще и общий телефон) нашего корреспондента просили перезвонить завтра, затем попросили оставить номер телефон, однако, никто на связь с нами никто не вышел.
«Мы уже сейчас выделяем отдельные терминалы, которые могут быть отданы в концессию. Однозначно часть комплексов и площадей порта будет передана частным компаниям», — заявил Сергей Тараканов журналистам в феврале этого года, в контексте того, что Кабинет министров Украины намерен внести Севастопольский и Ялтинский порты в перечень портов, которые могут быть переданы в концессию. То есть в долгосрочную платную аренду, как земли, так и инфраструктуры.
Недавно портовикам пришла еще и помощь «сверху». 17 мая этого года Верховная Рада одобрила закон “О морских портах”, разрешающий аренду либо концессию морских причалов сроком до 49 лет. Принятый закон закрепляет возможность продажи на конкурсных началах целостных имущественных комплексов госпредприятий, а также предполагает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морских портов. По мнению некоторых юристов, это позволит вывести неприбыльные отечественные порты на самоокупаемость под контролем государства, или же частного капитала.Поскольку у Севастопольского морского торгового порта имущества и причалов много, то в скором времени можно ожидать масштабную приватизацию этих объектов.
Автор: Екатерина Чурилова “Гражданская оборона“, 2 липня 2012 року