Cергей МОКРУШИН, «ЦЕНТР», 28.10.2010
Погоня политических партий за электоральными предпочтениями в преддверии местных выборов 2010 года запомнится избирателям автономии технологиями, которыми их «окучивали», в том числе, и впервые.
Cергей МОКРУШИН, «ЦЕНТР», 28.10.2010
Погоня политических партий за электоральными предпочтениями в преддверии местных выборов 2010 года запомнится избирателям автономии технологиями, которыми их «окучивали», в том числе, и впервые.
Весь Симферополь увешали гигантскими портретами кандидата в мэры от «бело-голубых» Виктора Агеева, а по дорогам крымской столицы колесит «Hummer» с агитацией, призывающей голосовать за этого кандидата.
В Ялте кандидат в мэры Олег Зубков и его «союзники» демонстративно ездили на «войну с коррупцией» на обезоруженных БРДМах.
В то же время, одни партии в спешке обустраивают детские площадки, другие – взывают крымчан помнить о своих корнях.
Новой «фишкой» предвыборного сезона стали «договоры», которые заключают с избирателями кандидаты на различные посты. Так, Партия регионов в сентябре презентовала проект «Социальный договор», партия «Союз» распространяет «Договоры о доверии», а «Русское Единство» собирает «Наказы избирателей».
Но если в «Русском единстве» акцентируют внимание на сугубо консультативном назначении данной агитационной продукции, то в Партии регионов и «Союзе» утверждают, что их «документы» гарантируют добросовестную работу кандидатов в случае их избрания. Так ли это на самом деле?
ТРИ КОРОБА ОБЕЩАНИЙПрезентуя в сентябре проект «Социальный договор», глава крымских регионалов Василий Джарты утверждал, что «это фундаментальный и в то же время абсолютно предметный договор между избирателем лично и Партией регионов в целом». «Подчеркиваю, что этот документ возлагает на нас огромную ответственность за реализацию наших предвыборных планов», – заявлял он.
Что же представляет собой «документ», который крымские регионалы предлагают подписать каждому жителю полуострова? Лист формата А4 с голубой каемочкой и агитационными «шапками» отпечатан на собственном оборудовании ПР (так указано в исходных данных «социальных договоров»).
«Договоры» подписаны заранее кандидатами в мэры и депутаты соответствующих городов и поселков, а также кандидатом в депутаты ВР АРК, главой КРО ПР Василием Джарты. Собственноручно ставили свои автографы только кандидаты в депутаты и мэры. Подпись Василия Георгиевича факсимильная, как и оттиск печати КРО ПР, который присутствует на «документах».
Тираж таких «Социальных договоров» для каждого местного совета – разный. Иногда оригиналов не хватает, и агитаторы используют копии.
Список предвыборных обещаний в «документе» разбит на три блока, в зависимости от того, на каком уровне их обещают реализовать. Таким образом, первый блок «договоров» стал универсальным для всех регионов полуострова. За пять лет депутатства кандидаты-регионалы обязуются выполнить три пункта:
– внести на рассмотрение ВРУ проект закона «О развитии Автономной Республики Крым»,
– принять три республиканских программы, в том числе «Вода Крыма»,
– поддержать ВСЕ программы и инициативы территориальных громад Крыма.
Далее по списку идет решение проблем, возможное на местных уровнях.
Третий блок – обещания для жителей округа, по которому баллотируется кандидат в депутаты местного совета. Здесь уже от руки агитаторы вписывают проблемы, которые считают актуальными для этого округа (чаще всего это дороги, освещение и газификация). Одно-два поля оставляют пустыми. Вот тут-то и главная «замануха»: избирателю дают возможность лично пожелать что-нибудь. Правда, исполнение желаний должно быть под силу депутату местного совета, что делает полет фантазии все же ограниченным.
«Социальные договоры», распространяемые ПР в Симферополе
«Социальные договоры», распространяемые ПР в Керчи
Конкурирующая партия – «Союз» – предлагает избирателям «Договор о доверии». Эта бумага, которая, к слову, тоже оформлена голубой каемочкой, со стороны политсилы «подписана» только кандидатом в депутаты ВР АРК и председателем партии. Сам «договор» не так конкретен, как у регионалов.
Согласно «документу», кандидат в случае своего избрания депутатом ВР АРК обязуется добиться:
– «исполнения наказов, просьб и пожеланий избирателей»,
– принятия республиканской программы «Забота! Защита! Порядок!»,
– добиваться устранения любых нарушений закона, а также выделить как минимум 50% рабочего времени приему избирателей, и отчитываться о своей работе на регулярных встречах с людьми.
В случае, если депутат с этим не справится, партия «Союз» обязуется лишить его депутатских полномочий, говорится в «договоре».
В свою очередь, избиратель, подписавший бумагу, «заявляет о своем намерении голосовать за партию “Союз”, и агитировать за нее своих знакомых и родственников».
«Договор о доверии», распространяемый партией «Союз»
ВМЕСТО СЛОВ И ОБЕЩАНИЙ – СЛОВА И ОБЕЩАНИЯ
Теперь о том, насколько выполнимы обещания, занесенные в указанные выше «документы». Начнем с регионалов.
1. Проект Закона «О развитии Автономной Республики Крым», который регионалы обещают избирателям внести в Верховную Раду Украины, как и любой другой, как известно, сами крымчане внести не смогут. Не обладает автономия в лице своих высших органов правом законодательной инициативы. Кроме того, известно, что подготовленный в Крыму проект закона уже два месяца «доводится» в Кабмине – он и будет вносить его в ВР Украины. И вовсе общеизвестно, что делается все это по поручению президента Украины Виктора Януковича. Но заслуга команды Джарты в этом, несомненно, есть: президент-то поддержал инициативу руководства СМ Крыма. Но бревно, как говорится, несут многие…
2. Пункт о реализации еще не принятой республиканской программы «Вода Крыма» – под большим вопросом. Как уже сообщал «Центр», на реализацию этой программы необходимо, по подсчетам самих же ее разработчиков, 15 миллионов гривен. А по оценкам экспертов, этого очень мало для того, чтобы программа эффективно решила имеющиеся проблемы. В 2004 году специалисты Крымского бассейнового управления вместе с рескомводхозом разработали «Программу развития водного хозяйства Крыма до 2015 года». Она включала в себя установку нового насосного оборудования, способного работать в более гибких режимах, прокладку новых каналов, труб, ремонт старых магистралей с целью устранения непроизводительных потерь воды. Тогда называлась и стоимость реализации проекта – два-три миллиарда гривен. Программа была представлена на рассмотрение Кабинета министров Украины, однако денег на реализацию тогда не нашли ни в республиканском бюджете, ни в государственном. То же самое повторилось в 2008 году.
Поэтому если программа «Вода Крыма» будет рассчитана на эффективное решение проблем, то 15 миллионами вряд ли можно будет покрыть все затраты. А озвученная экспертами сумма вряд ли найдется в республиканском бюджете. Получить ее из Госбюджета тоже маловероятно. Если, конечно, не брать во внимание мифический миллиард, который обещают избирателям во время своих поездок в регионы Василий Джарты и спикер ВР АРК Владимир Константинов. Кстати, нужно помнить, что эти деньги первые лица полуострова уже пообещали ряду регионов на социально-экономическое развитие.
Сомнительным все по той же причине – а деньги откуда? – выглядит и обещание регионалов поддержать все предложения территориальных громад. Учитывая, что село в целом и городская инфраструктура повсеместно доведены до плачевного состояния, на ВСЕ может просто не хватить бюджетных средств целого государства.
Обязательства, которые берут на себя регионалы на уровне городов, заставляют верить в самые лучшие человеческие качества кандидатов. В «Социальном договоре», который предлагают жителям Керчи, мэр города, претендующий на очередной срок, и кандидаты в депутаты обязуются в случае их избрания реформировать жилищно-коммунальную сферу. Как известно, в течение последнего десятка лет проблемы керченской «коммуналки» только «черствели».
В «Социальном договоре», который предлагают симферопольцам, тоже есть обещания решить проблемы города, актуальные уже добрый десяток лет: ремонт ВСЕХ дорог и тротуаров, реконструкция набережной Салгира, тотальная очистка города от мусора. Сколько на это понадобится средств, никто не говорит. И правильно делает, потому что следующим должен быть вопрос – а откуда им взяться в разграбленном городе?
Обещания «союзовцев» тоже весьма сомнительны. На бумаге кандидат в депутаты опрометчиво обещает «добиваться исполнения наказов, просьб и пожеланий избирателей». А если избиратель потребует, например, личный вертолет, депутат ВР Крыма от «Союза» тоже будет добиваться исполнения этого желания?
Следующее обещание: «принятие республиканской программы “Забота! Защита! Порядок!” (см. приложение на обратной стороне договора)». На обратной стороне договора – беспощадно сокращенная версия этой самой программы (лидер «союзовцев» Лев Миримский неоднократно заявлял, что программа, с которой партия идет на местные выборы, умещается на нескольких сотнях страниц). Полного текста программы, кстати, в свободном доступе тоже нет, и избирателю приходится довольствоваться уже набившими оскомину обещаниями вроде сильной автономии, бесплатной медицины, возрождения села и прочих молочных рек.
Также потенциальный депутат обязуется 50% рабочего времени посвящать личному приему граждан. Как известно, крымский парламент для его депутатов рабочим местом не является, что они частенько и демонстрируют – многие крымские избранники являются злостными прогульщиками парламентских сессий и заседаний постоянных комиссий. Работают депутаты за стенами парламента. Возникает вопрос: неужели их работодатели согласны оплачивать половину рабочего времени, которую займут «депутатские часы»? Или после своего избрания «союзовцы» будут массово увольняться?
Между тем, избиратели действительно верят в юридическую безупречность данных «договоров», и даже выпрашивают их в штабах, если им такой бланк не донесли агитаторы. Так, пресс-служба КРО ПР 26 декабря описала, как жительница Симферополя Лидия Федоровна Козловская, которой не было дома во время раздачи «договоров», написала в штаб регионалов письмо с просьбой оформить «соцдоговор». «Очень важно для людей держать в руках такие подписанные с обеих сторон договоры. Потому что они устали от пустых обещаний и хотят изменений», – передает слова Лидии Федоровны пресс-служба.
Но как утверждают юристы, «Социальный договор» нельзя назвать документом даже с большой натяжкой, так как он не подпадает под те требования, которые предъявляются к такого рода документам по нормам гражданского и хозяйственного права. «Самый главный элемент в таких документах – ответственность сторон. В данном документе этого нет. То есть, если одна из сторон не выполняет обязательства, которые она на себя взяла, должна быть предусмотрена санкция за невыполнение пунктов, изложенных в “договоре”», – говорит юрист «Информационного пресс-центра» Нариман Абдурешитов.
Получается, «огромной ответственности», которая, по утверждению Василия Джарты, ложится на плечи кандидатов в случае их избрания, просто нет.
Ответственность за невыполнение избранным депутатом обещаний предусмотрена «Договором о доверии» от партии «Союз», считать который документом с юридической точки зрения тоже нельзя. Так, пункт 3.1 договора, по которому партия обязуется отобрать мандат у нерадивого депутата, просто невыполним – нет у политической партии таких полномочий.
Кроме того, непонятно: если депутаты, подписавшие подобные «договоры», все-таки уверуют в их юридическую силу и безукоризненно выполнят все обещания, изложенные в них, где гарантии того, что и в дальнейшем слуги народа будут работать на благо этого самого народа? Или выполнение трех пунктов, изложенных, например, в «Социальном договоре», займет целых пять лет каденции депутата ВР АРК?
НОУ-ХАУ С БОРОДОЙ
Как выяснилось, регионалы назвали «Социальный договор» «особым документом», явно понадеявшись на «темноту» избирателя и короткую электоральную память. Эту технологию еще в 2002 году на избирателях Украины опробовал блок «За Единую Украину». На различных Интернет-ресурсах читаем, что и Василий Джарты, который тогда в рядах Партии регионов тоже был «За ЕдУ», подписывал с жителями Макеевки похожий документ – «Социальный контракт», выполнить который обещали за три года. И технология эта работала повсеместно. А вот выполнения многих обещаний жители Макеевки ждут до сих пор.
Из прочих нереализованных обещаний Василия Джарты жителям Макеевки запомнилась реанимация завода «Скиф» и строительство мусороперерабатывающего завода. На сервисе «Wikimapia», который наполняют и редактируют сами пользователи, территория завода «Скиф» описывается так: «теперь тут склады». А мусороперерабатывающий завод до сих пор не построен.
Примечательно, что и «Союз» уже в который раз идет на выборы с обещаниями, которые 10 депутатов одноименной фракции так и не выполнили, просидев в крымском парламенте всю предыдущую каденцию. А ведь в 2006 году Лев Миримский тоже обещал сильную автономию, возрождение села, и доступную медицину.
Вся ирония в том, что термин «социальный контракт» существует давно. Он трансформировался из названия теории «Общественного договора», согласно которой возникло государство. Смысл теории в том, что люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека, в том числе и на отремонтированные дороги, работающие коммунальные службы и чистоту в городе. Эти демократические принципы заложены и в основу украинской государственности, и, разумеется, им обязан следовать любой чиновник. Так зачем же подменять демократические основы общества на бумажку, которой с юридической точки зрения грош-цена?