В день внеочередных выборов Президента Украины, 25 мая 2014 года, журналист николаевского интернет-издания «Корабелов.Инфо» Наталия Белова по заданию редакции делала серию репортажей о ходе выборов в Корабельном районе города Николаева.
В день внеочередных выборов Президента Украины, 25 мая 2014 года, журналист николаевского интернет-издания «Корабелов.Инфо» Наталия Белова по заданию редакции делала серию репортажей о ходе выборов в Корабельном районе города Николаева.
К концу дня Наталия добралась до участка № 480800, который находился в здании средней школы № 48. На этом участке она решила остаться, чтобы сделать репортаж о процессе подсчёта голосов и установлении результатов выборов. Однако её присутствие, и прежде всего фото- и видеосъёмка работы избирательной комиссии, не понравилось одному из членов этой самой комиссии Евгению Базулько. Первое, что от него прозвучало, когда журналист подошла к его столу, была скрытая угроза: «Смотрите, он же (фотоаппарат) может упасть. Я предупредил. Я же о Вас только беспокоюсь, понимаете». И уже через несколько секунд резко встал, ударив локтем по фотоаппарату! Через некоторое время, уже после того, как Белова отошла от Базулько в сторону, он сам подошел к ней и преднамеренно ударил скамейкой, как будто бы передвигая её, по ногам Беловой! Все эти нападения зафиксированы на видеозаписи журналиста, которые можно найти в Интернет. Однако на этом «противостояние» между членом комиссии и журналистом не закончилось. Был ещё один удар по её фотокамере и долгая ночь, в течение которой Евгений Базулько раз за разом препятствовал журналистской деятельности Наталии Беловой, мешая ей работать вместо того, чтобы выполнять свои обязанности как члена ИК.
Не желая оставлять без внимания агрессивное поведение члена комиссии, журналистка еще до полуночи вызвала милицию и написала заявление с просьбой принять меры воздействия на нарушителя, препятствовавшего ее законной журналистской деятельности. Сотрудники Корабельного райотдела милиции приняли заявление, опросили участников и свидетелей конфликта, после чего Белова снова приступила к выполнению редакционного задания.
Однако глава ИК участка № 480800 Сергей Нечай занял странную позицию: если до прибытия милиции он делал вид, что ничего не видит, то после – и вовсе начал утверждать, что это журналист мешает работать комиссии. При этом Нечай, в поддержку действий Базулько, пытался удалить журналиста с участка, несмотря на возражения некоторых официальных наблюдателей.
Уже 26 мая на сайте УМВД Украины в Николаевской области появилось сообщение о том, что по результатам проверки установлено, что фотоаппаратура у журналиста исправна, и что со слов главы ИК именно она мешала им работать, а не наоборот. Прочитав это сообщение и понимая, какой ответ на своё заявление она получит, Наталья обратилась за юридической помощью в киевский Институт развития региональной прессы. Для сопровождения конфликта, Институт делегировал, в рамках оказания юридической помощи журналистам через сеть медиа-юристов, адвоката Николая Гринишака. Обратившись за помощью, Наталья не ошиблась – официальный ответ из милиции, датированный 25 мая, Белова получила 30 мая. Из него следовало, что по результатам проверки её заявления, было принято решение прекратить его рассмотрение. Другими словами, милиция не увидела признаков уголовного правонарушения.
Возмутившись такой «близорукостью» милиции, журналист падала жалобу в районную прокуратуру, которая, ознакомившись с предоставленными материалами, 13 июня открыла уголовное производство и передала его расследование в тот же Корабельный райотдел милиции. Однако, расследовали его недолго – уже через месяц, 18 июля, Наталья Белова получила постановление о закрытии производства по причине того, что следователь не нашел в действиях члена комиссии состава преступления по статье 171 УК Украины.
В своём отказе следователь ссылается на показания свидетелей – коллег Базулько по комиссии, которые все как один утверждают, что журналистка сама провоцировала члена комиссии на противоправные действия. По мнению следователя: «факт нанесения потерпевшей гражданином Базулько Е. П. удара скамейкой в область ног ничем не подтверждается кроме слов потерпевшей, свидетелей данного события не нашлось, судебно-медицинскую экспертизу потерпевшая не проходила»; «Белова имела возможность совершать сбор информации, находясь на территории избирательного участка, что подтверждается видеозаписями, приобщенными к материалам уголовного производства». При этом факт того, что данные видеозаписи как раз подтверждают и преднамеренный удар скамейкой по ногам журналиста, и удар локтем по камере и то, что этим событиям были свидетели – члены комиссии, которые, как видно на видео, отзывали Евгения Базулько от журналистки, прося его оставить ее в покое, следователь почему-то упустил. Кроме того, показания супруги терроризировавшего журналистку члена комиссии, которая также являлась членом ИК, и которая, естественно, «выгораживала» своего мужа, следователь взял во внимание как один из аргументов для закрытия уголовного производства.
И снова Наталия Белова не сдалась. С помощью прокуратуры уголовное производство удалось восстановить, и в настоящее время идёт следствие.
Наталия Белова говорит, что не отступит, и сделает всё, чтобы довести это дело до конца. Она понимает, какую общественную значимость имеет справедливое разрешение этого конфликта. Ведь это не последние выборы, и сколько ещё таких «базулек» может появиться на пути журналистов, если оставлять подобные выходки безнаказанно.
Михаил Антоненко, руководитель аналитического центра «Перспектива» – регионального партнера Одесской областной организации Комитета избирателей Украины в сфере защиты прав журналистов Юга Украины на выборах