Что такое новостная медиаструктура? Офисы, компьютерные терминалы, журналисты, талант, амбиции принадлежности к “четвертой власти”? Всего этого понемногу, но особенно – коллективный разум, способный производить качественную информацию в сжатые сроки.
Что такое новостная медиаструктура? Офисы, компьютерные терминалы, журналисты, талант, амбиции принадлежности к “четвертой власти”? Всего этого понемногу, но особенно – коллективный разум, способный производить качественную информацию в сжатые сроки. Этот вид разума, основанный на скоплении отдельных талантов в одном месте, сталкивается сегодня с тройной угрозой:
– кризис газетной индустрии, ведущий к сокращению рабочих мест;
– технологии, позволяющие создавать другие формы коллективного разума, например в сетях;
– читатели и пользователи, оспаривающие монополию журналистов и желающие активно участвовать в процессе производства информации.
Определенный тип новостной структуры существовал последние двести лет – с начала 19-го века – но эта модель умрет прежде, чем мы будем ясно представлять новостную структуру 2020 или 2030-го годов. Чтобы создать четкую картинку, нужно определить различия между тремя фазами организации и дизайна новостных образований.
1) Пирамидальная модель
Европе понадобилось более полувека на развитие этой модели, с 1785 года, даты основания Daily Universal Register, предшественницы The Times of London, до широкого распространения “прессы за пенни” с The Daily Telegraph и Courier в 1855-м. В этот период появились различия между редактором и главным редактором, организация редакции новостей в виде отделов и введение практики редакционных планерок по утрам (для обсуждения содержания следующего номера) и вечерам (для определения внешнего вида первой страницы).
Пирамидальная информационная модель появилась в тот период, когда были принтеры, операторы линотипа и реклама на первом этаже, а отделы на разных этажах и руководительские кабинеты на самом верху. Так был описан отдел новостей New York Inquirer в фильме Орсона Уэллса (Orson Wells) Citizen Kane (“Гражданин Кейн”), живо отражающий структуру власти, установленную в классической газете: все начинается с главного редактора и заканчивается им же, других авторитетных должностей в производстве новостей не предусмотрено, и весь цикл вертикальный – от основания до вершины. Эта модель просуществовала двести лет и распространилась по всему миру.
2) Модель централизованного производства
Пирамидальная модель не имела конкурентов до начала нашего тысячелетия, но постепенно начала исчезать с появлением конвергентных информационных структур с участием интернета наряду с новыми платформами распространения информации.
Таким образом, самое модное словечко нового тысячелетия – “конвергенция”. Задача – соединить два новостных пространства, у которых мало общего: разные читатели, разные рабочие ритмы, разные критерии отбора новостей и т.д. Модель “hub and spokes” (звездообразная модель), которая превалировала в начала 21 века, символически подразумевает, что главные редакторы находятся все вместе посередине, а рядовые сотрудники – на периферии. Два элемента отличаются кардинально от пирамидальной модели: во-первых, идея, что все журналисты работают (официально) на всех платформах, традиционные журналисты по соседству с представителями новых медиа. Во-вторых, обязанность глав всех отделов “играть сообща” и работать над дэдлайнами вместе в течение всего дня.
Часто в такой обстановке появляется централизованная и продуктивистская модель, как в The Daily Telegraph в 2005-м. Централизованная, потому что не спорит с пирамидальной моделью 19 века: те же самые отделы (иностранной политики, социальный и т.д.) и та же философия производства контента. Продуктивистская, потому что политика интеграции всегда ведет к сокращению рабочих мест, от 12 до 20% фонда заработной платы.
Тем не менее, эта модель противоречива. С одной стороны, она во многом решает вопрос интеграции двух новостных структур и двух методов производства новостей. С другой стороны, она остается приверженной к традиционной модели коллективного разума, которая диктует скопление сотен журналистов в одном месте. Звездообразная модель переживает подъем и является, скорее, последней классической моделью, чем первой из нового поколения.
3) Виртуальная новостная структура 2015 года
Хотя мы еще к ней и не пришли, все технологические, человеческие и концептуальные предпосылки уже есть для создания новой формы коллективного разума, которая будет и дальше называться “новостной структурой”, но будет более цифроориентированной, чем сегодня.
Четыре ожидаемых изменения:
А) Больше не нужно будет собираться в одном месте журналистам, делающим контент, т.е. тем, кто пишет статьи, посты, видео. Мобильные технологии позволят им проводить почти 100% времени вне редакции и отсылать материалы через компьютер или мобильный телефон. Точно так же консультации с руководителями и утренние планерки могут проводиться виртуально. Эра “виртуальной новостной структуры” наступит, когда телефон журналиста станет его офисом.
Б) Вторая революция уже на пороге. В прошлом хорошая статья писалась членом редакционной команды, в будущем она станет продуктом wiki (совместной работы), потому что будет совмещать в себе, плюс к работе одного журналиста, срочные сообщения, комментарии, мультимедийные элементы и т.д.
Такое развитие ситуации предполагает опустение редакционных офисов и, в то же время, наличие команды профессионалов для проверки фактического наполнения.
В) Кто же останется в похудевшей новостной структуре 2015-го? Конечно, руководящий редакционный состав, а также те, кто не занимается непосредственно журналистской работой. Те, кто ответственен за оформление и распространение информации. Такие журналисты не генерируют информацию, они делают ее доступной на всех платформах, поддерживаемых медиагруппой. Их креативный вклад состоит в основном в разработке приложений для “таблеток” и электронных ридеров. Эта категория журналистов составляет около половины от числа редакционных руководителей.
Г) Четвертое возможное изменение коснется местоположения видеостудий в новостной структуре: сегодня – за исключением лондонской Financial Times – они находятся в каком-нибудь в углу и рассматриваются как “хорошо-если-есть”, но менее важные элементы производственного процесса. Завтра широкое распространение высокоскоростного интернета и смартфонов выдвинут их на центральные позиции в новостных медиаструктурах.
Некоторые газеты станут производителями видеоматериалов и анимэ и отдалятся от выпуска письменных материалов для веба и газет.
Фактически, эти виртуальные медиаструктуры уже существуют в небольших количествах, например Huffington Post. На эту тему дискуссия состоится 7 октября на 17-м Международном форуме редакторов в Гамбурге, Германия (следите на www.wefhamburg2010.com).
transformice