Автор: Ирина КОВАЛЁВА, «Крымская правда», 10 февраля 2010

О том, что в Крыму ведётся беспощадная вырубка можжевельника, знают все. Об этом пишут, об этом говорят. Не забывают. О том, что на торговлю можжевеловыми сувенирами нет запрета, тоже знают: изделия из запрещённых к вырубке деревьев находятся в свободной продаже. И пользуются спросом. Чиновники, экологи и лесники разводят руками: все знают, что уничтожать эндемик Крыма нельзя, а вот хоть сколько-нибудь, хоть как-нибудь противодействовать не могут. Потому что это – палка о двух концах.

Автор: Ирина КОВАЛЁВА, «Крымская правда», 10 февраля 2010

О том, что в Крыму ведётся беспощадная вырубка можжевельника, знают все. Об этом пишут, об этом говорят. Не забывают. О том, что на торговлю можжевеловыми сувенирами нет запрета, тоже знают: изделия из запрещённых к вырубке деревьев находятся в свободной продаже. И пользуются спросом. Чиновники, экологи и лесники разводят руками: все знают, что уничтожать эндемик Крыма нельзя, а вот хоть сколько-нибудь, хоть как-нибудь противодействовать не могут. Потому что это – палка о двух концах.

Один конец палки

Хотя говорить о том, что для сохранения крымского эндемика вообще ничего не делается, всё-таки не совсем правильно. Что-то делается. В конце декабря прошлого года Государственная экологическая инспекция Республиканского комитета по охране окружающей среды инициировала рассмотрение на сессии Бахчисарайского районного Совета вопроса “О мерах, направленных на предотвращение уничтожения деревьев можжевельника на территории Бахчисарайского района”. А рассмотреть этот вопрос депутатов заставили именно выявленные инспекцией факты массовой вырубки можжевельника.

К мерам, которые хотят предпринять, относится и создание временной контрольной комиссии по пресечению деятельности цехов по обработке можжевеловой древесины и изготовлению поделок из можжевельника. Кроме того, местные власти теперь должны предупреждать реализаторов изделий из можжевельника об ответственности, если они будут работать без разрешающих документов и покупать древесину у поставщиков, не имеющих лицензии на её реализацию. Запретили “покупать древесину у поставщиков, не имеющих лицензии на её реализацию”. Но ведь рубить это дерево давно запрещено. Впрочем, как и любое другое.

– На своей территории, территории Бахчисарайского райсовета, мы запретили рубить можжевельник, – говорит председатель Бахчисарайского райсовета Александр Таряник. – А кому такое решение райсовета непонятно или не нравится, пусть обращается с жалобами в другие инстанции. И где хотят, пусть берут лицензии на покупку и обработку древесины, лично я таковых не выдаю и не собираюсь этого делать.

Но тут возникает путаница. Чиновники рассуждают так: у торговца можжевеловыми безделушками и древесиной должны быть документы, подтверждающие законное приобретение таковой. Например, в результате плановой вырубки или чистки леса, когда удаляют сухостой или сгнившие деревья. Лесники заверяют: плановых вырубок можжевельника никто не проводит. И вообще нет плановой вырубки и внеплановой. Есть браконьерская. А это значит, что законным документам на приобретение законным путём древесины можжевельника просто неоткуда взяться.

– Можжевельник занимает особое место в создании здоровой окружающей среды. И с каждым уничтоженным кустом наносится сокрушительный удар природе, – рассказывает государственный инспектор по охране окружающей природной среды Виктор Солдатов. – Наверное, наши люди в погоне за выгодой пока этого не понимают. Вот они хотят комиссию создать, но ведь механизм не отработан, ведь задача в том, чтобы запретить закупку древесины и торговлю изделиями из таковой. А что эта комиссия сможет сделать? Это называется: приняли для галочки, дабы расписаться в собственной беспомощности. Но хоть что-то, хоть какие-то подвижки …

Однако это не первые “подвижки”. Когда-то бахчисарайские местные власти уже хотели присвоить уникальной можжевеловой роще статус реликтовой, ведь за уничтожение “краснокнижных” деревьев – наказание ощутимее, что должно было напугать браконьеров. Однако попытки оказались тщетными: не хватило полномочий.

Зелёные насаждения защищены различными постановлениями, законами, подзаконными актами. Любое дерево, срубленное без разрешающих документов, считается срубленным незаконно. Лесной фонд страны защищён Лесным кодексом Украины. И можжевельник в том числе. Неважно, занесён вид в Красную книгу или нет. Рубить запрещено законодательством: постановлением крымского Совмина “О запрете сноса зелёных насаждений на территории городов и населённых пунктов”, законом Украины о благоустройстве населённых пунктов, решением Верховного Совета АРК “Об улучшении охраны и содержания зелёных насаждений в Крыму”, законами Украины “О растительном мире”, “Об охране окружающей природной среды”, “О Красной книге Украины”. К тому же не единожды утверждался порядок удаления деревьев и кустарников в населённых пунктах. И в этих документах всегда ратуют за сохранение зелёных насаждений. Тем паче за сохранение крымских эндемиков, потому как все понимают, что в этом – уникальность полуострова.

– Конечно, в Красной книге из наших пяти дикорастущих видов находятся только можжевельник вонючий и высокий – те, что растут возле Ялты, Севастополя и Судака. У нас же в Бахчисарайском районе произрастает в основном можжевельник обыкновенный, но умалять его достоинства и целебные свойства не нужно, – говорит начальник мобильной бригады Бахчисарайского лесхоза Юрий Остапенко. – Увы, наша роща, как и весь крымский можжевельник, находится под угрозой исчезновения. Наверное, единственное её спасение в том, чтобы запретить торговлю можжевеловыми сувенирными изделиями, в том, чтобы штрафы за реализацию можжевеловых безделиц существенно увеличили. Так, статья 64 Административного кодекса Украины, которой мы руководствуемся, предусматривает всего от 51 до 119 гривен штрафа за заготовку и вывоз древесины. Незаконная порубка на месте обойдётся нарушителю в 85-170 гривен. Кстати, когда-то в Севастополе за торговлю можжевеловыми сувенирами штрафовали на 85 гривен за каждое изделие. Тогда, говорят, и вырубки меньше было.

Увы, но штрафы оказались явлением временным. Сегодня и в Севастополе, и в Ялте, и в Бахчисарае, и во многих других городах, не только крымских, прекрасно продаются изделия из нашего крымского можжевельника.

Однако лесники уверены, что нужно устанавливать высокие штрафы за вырубку можжевельника и торговлю сувенирами из оного. Мол, пока таковых нет, говорить о спасении хвойного эндемика Крыма не приходится. Хотя зачастую древесину небольшими поленьями из леса выносят граждане без определённого места жительства, алкаши, которые за бутылку водки и “загоняют” её заказчику. Что с такого возьмёшь? Административный протокол и тот не составишь. Денег, чтобы штраф уплатить, у такого персонажа нет.

А вот вынесенную из рощи деревяшку бомж несёт заказчику, в цех по переработке ценной древесины. Цеха эти, расположенные в каком-нибудь дворе, гараже и подвале, называют подпольными, хотя все знают, где они находятся, знают и тех, кто “можжевелом промышляет”. Но сделать им ничего не могут: войти во двор к браконьерам и “народным умельцам” никто без постановления суда не имеет права. Полномочия и лесников, и экоинспекторов заканчиваются на границе леса. А преградить путь грузовику, набитому можжевеловой древесиной, можно только в сопровождении работника Госавтоинспекции.

В государственной экологической инспекции тоже разводят руками. И признаются в своём бессилии. Мол, изловить “на горячем” не можем, хотя факт вырубки и установим, но только суд принимает решение о мерах пресечения.

– Очень жаль, что происходит уничтожение можжевельника, – говорит государственный инспектор-эколог Ленур Баев. – Но как остановить это безобразие, никто не знает.

Другой конец палки

Вот и получается, что деревья рубить нельзя, древесину продавать – незаконно. А изделия из можжевельника продавать можно. Несоответствие выходит.

И абсурдность эту можно было бы простить, если бы, например, крымский можжевельник специально выращивался на изготовление уникальных крымских сувениров. Но такой практики, увы, не наблюдается. Нет, в своих питомниках лесные предприятия Крыма выращивают можжевельник, но лишь для озеленения, так что погоды общему вечнозелёному покрову, попадающему под топор населения, это не делает.

– Что касается торговли можжевеловыми сувенирами, то мы пытались запретить её, но это только казалось сделать легко, – говорит начальник управления охраны и экоконтроля за биоресурсами и особо охраняемыми территориями Юрий Ермаков. – Юридическая служба запретила нам это делать, и во многом они правы. Например, горит Ялтинский заповедник, можжевельник горит: испорченные огнём деревья нужно срубить, чтобы они не принесли вред другим. А если срубили, значит, нужно сбыть.

А если сбываем, значит, обязательно найдётся и покупатель.

Так что запретить торговлю сувенирами из крымского эндемика пока не представляется возможным. Однако же и здесь всё не так просто. Заместитель Бахчисарайского городского головы Михаил Казимиров заверил, что разрешений на торговлю можжевеловыми сувенирами никто не выдаёт.

– Получается, что поделки реализуются незаконно? – уточняю.

– Естественно, – говорит он и кладёт трубку.

Чиновник забыл сказать, что частный предприниматель, дабы получить лицензию на реализацию сувениров, заключает с исполкомом договор, на основании которого и выдаётся разрешение на торговлю сувенирами. В договоре всего лишь должна быть указана привязка к месту, а из чего эти самые сувениры будут сделаны, в исполкоме никого не интересует.

А если не интересует, значит, рубили, рубят и будут рубить, пока не будут предприняты жёсткие меры. Или пока не взыграет какая-нибудь там ответственность за сохранение окружающей среды. Как скоро это произойдёт, пока неизвестно. А между тем деревце, нещадно уничтожаемое, известно своими целебными свойствами ещё с древних времен.

Летучие выделения можжевельника убивают тридцать процентов содержащихся в воздухе вредных микроорганизмов. Фитонцидная сила можжевельника в двадцать раз сильнее, чем у чеснока. Запах его стимулирует и укрепляет нервную систему, успокаивает, помогает при стрессах, стимулирует мозговое кровообращение. Но самое эффективное средство – живой можжевельник. Недаром индийские лекари исцеляли своих пациентов прямо в горах, в естественных зарослях.

Ну это в Индии, наверное, естественных зарослей можжевельника хватает. А у нас, в Крыму, из-за варварской вырубки их становится всё меньше. Настолько меньше, что даже власти зашевелились. Вот только надолго ли этого “шевеления” хватит и насколько оно окажется действенным – покажет время.

Автор: Ирина КОВАЛЁВА, «Крымская правда», январь 2010

Loading

Для отримання юридичної допомоги
заповніть анкету

    П.І.Б.*

    Організація

    E-mail*

    Телефон

    Деталі звернення

    Яка юридична допомога вам потрібна? *

    Юридична консультаціяДопублікаційна експертизаПравовий захист у судіСкладання інформаційного запиту

    Завантажте документи/файли

    * - обов'язкові поля

    ×














    ×