Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), о платном доступе к сайтам.

В наши дни интернет стремительно врывается в общественную жизнь, его многие называют могильщиком печатных СМИ.

 

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), о платном доступе к сайтам.

В начале прошлого века вождь мирового пролетариата товарищ Ленин написал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции», которая и по нынешним временам выглядит смело и талантливо. В эпических полотнах на страницах своих литературных произведений Лев Толстой действительно, говоря современным языком, определил основные тренды развития российского общества.

В наши дни интернет стремительно врывается в общественную жизнь, его многие называют могильщиком печатных СМИ. В качестве спасательного круга многие издатели считают возможным переводить свои издания в электронные версии и предлагать потребителю покупать этот контент.

Восемь лет назад в статье The New York Times никто иной, как Джерон Ланье призвал к тотальной монетизации контента, считая этот ход решением проблем печатных СМИ. Этот рецепт оказался фальшивым, недальновидным и просто опасным.

Мне уже приходилось говорить, что здесь проявился феномен издательского каннибализма, когда электронная версия издания начинала «пожирать» свою бумажную версию. А в итоге гибли обе половинки. Медиаблизнецы пожирали друг друга: потребитель переставал платить и за бумажную копию, не хотел платить и за контент в интернете. Яркий пример продемонстрировала газета The Times, которая летом этого года сделала платным доступ к сайту – и тут же аудитория сократилась на 90%. И это не удивительно. Как показало исследование Nielsen, 85% пользователей по всему миру не хотят платить за размещенную в Сети информацию.

В настоящее время доходы в интернете самых продвинутых СМИ очень скромные: New York Times добывает в онлайне 16% своего дохода, а отечественный «Коммерсантъ» – около 7-8%. «Комсомольская правда», по словам В. Сунгоркина, -10%.

Назревает очевидный вывод, что интернет воспринимается как всемирная бесплатная публичная библиотека. И здесь перспектив зарабатывать на продаже контента нет никаких. По этому поводу я с восторгом познакомился с публикацией на блоге Printed Matters «10 причин, почему новостные сайты не должны использовать платный доступ».

Платный доступ раздражает людей

Несчастный читатель находит ссылку в Гугле или в блоге или на другом сайте. Хуже того – в своей RSS-ленте. Он переходит по ссылке – и обнаруживает, что должен зарегистрироваться или заплатить. Он уходит, рассерженный тем, что попусту потратил время. Если он нашел эту ссылку в вашем блоге, он сердит и на вас. Он может найти эту информацию в другом месте бесплатно – так зачем вы тратите его время? Вы не уважаете его? Не знаете, что он очень занят? Вы в сговоре с владельцем того сайта?

Платный доступ препятствует ссылкообмену

Я один из тех, кто никогда не даст ссылку на сайт с платным доступом – потому что он раздражает людей. Это неуважение к читателям. Тем, кто хотел бы потроллить и найти на моем сайте такие ссылки: добро пожаловать. Я с радостью их удалю.

Платный доступ противоречит самой сути Сети

Сеть построена на документах и ссылках между ними. Нет ссылок – нет Сети. Вы же не хотите строить бизнес в Сети на основе антисетевой модели?

Платного доступа быть не должно

Информация хочет быть бесплатной, сказал Шмидт из Гугла. Информация хочет быть бесплатной не больше бензина или продуктов, парирует Джерри Сторч. Я поверю Джерри, когда из моего монитора польется нефть. Или соус чили. Люди могут создавать контент и передавать его бесплатно. И они это делают. Поставьте пэйвол и смотрите, как они рушат бастионы.

Платный доступ – причина войны

Нет, не войны со снарядами-бомбами-кровью, где люди умирают и все такое. Войны технологий и законов. Вы создаете действительно эксклюзивный контент, кто-то обходит ваши запреты и делает его бесплатным. Ваши программисты получают сверхурочные, чтобы нарушителя остановить. Кто-то другой находит новый путь. И так далее, и так далее. Так зачем в это ввязываться?

Платный доступ – это надувательство

Поскольку читатели могут найти этот контент где-то еще бесплатно, вы тоже можете давать его бесплатно, а пытаясь взимать за него плату, вы требуете деньги за то, что стоит… ничего не стоит.

Платный доступ ограничивает аудиторию

Любой человек из бизнеса, связанного с контентом, знает, что его продукт -это не газета, не передача, не журнал, не новости, не сам контент и даже не информация. Нет! Это читатели. Ваш продукт – ваши читатели, ваша аудитория. Именно ее вы продаете рекламодателям. Больше читателей = больше рекламы = больше денег. В былые времена газеты вынуждены были ввести платную подписку, чтобы покрыть расходы по доставке газеты до читателя. Но постойте! Теперь ведь нет никакой доставки! Так с какой стати вводить плату и ограничивать аудиторию?

Платный доступ сокращает доходы от рекламы

Как сказано выше, платный доступ сокращает аудиторию. Кто-то скажет – но зато останется более качественная аудитория! Ерунда, качественную аудиторию можно получить, подписывая пользователей на комментарии/загрузки/рассылки и пр. Есть два типа читателей – пришедшие с Гугла и местные. Ваша работа – вовлечь местных жителей, а не ободрать их как липку.

Платный доступ старомоден

В былые времена газеты были монополиями. Теперь, с появлением WordPress, эти монополии могут умереть. В прежние времена вы могли заставить людей платить свою цену. Единственная цена теперь – «бесплатно».

Платный доступ не работает

Вообще-то у нас нет доказательств этому утверждению. Но есть примеры, что оно справедливо.

С учетом изложенной аргументации можно задаться вопросом, что делать дальше? Есть ли какой-либо путь зарабатывания денег в интернете? Очевидно, что такой путь есть. Но не для всех. Есть модель газеты The Financial Times, которая благодаря своему бренду и уникальности информации сегодня продает свой электронный контент, получая от этого 35% своих доходов.

Другой путь – это размещение рекламы, но для этого издателю надо в значительной степени стать рекламным агентством и работать по этим правилам. Объемы рекламы в интернете бурно растут.

Третий вариант зарабатывания денег – брать их с провайдера за открытый доступ к своему ресурсу.

Словом, всемирная сеть – это среда, где монетизация контента не имеет перспектив, а перспективы имеет только оказание услуг потребителю. Именно здесь зарабатываются деньги. Но об этом нужно вести отдельный разговор и в другом формате.

В заключение не могу не вспомнить старый анекдот о вожде мирового пролетариата.

Смольный. Кабинет Ленина.

– Товарищ Ленин, к Вам крестьянские ходоки с жалобами.

– Что, ходоки? Немедленно расстрелять! Впрочем, нет. Сначала накормить. Накормить, а потом расстрелять к чертовой матери!

media-day.ru

Loading

Для отримання юридичної допомоги
заповніть анкету

    П.І.Б.*

    Організація

    E-mail*

    Телефон

    Деталі звернення

    Яка юридична допомога вам потрібна? *

    Юридична консультаціяДопублікаційна експертизаПравовий захист у судіСкладання інформаційного запиту

    Завантажте документи/файли

    * - обов'язкові поля

    ×














    ×