С распадом Союза поток туристов и финансовых ресурсов начал сокращаться, корпуса ветшали, постепенно приходя в негодность, а земля уходила под частные коттеджи и виллы. Но, как выяснилось, проблемы с функционированием и развитием здравниц существуют и в Западном Крыму. Вокруг семнадцати гектаров земли грязелечебницы “Мойнаки” – сердца курортной Евпатории – сегодня бушуют поистине “спортивные” страсти. Нынешние владельцы здравницы ведут себя по принципу: ни себе, ни людям.
А может, только себе?
Автор: Алексей ЕРМОЛИН, «Крымская правда», апрель 2010
Наша газета не единожды рассказывала о печальной судьбе здравниц на Южном берегу Крыма, бывших во времена СССР жемчужинами курортной индустрии. С распадом Союза поток туристов и финансовых ресурсов начал сокращаться, корпуса ветшали, постепенно приходя в негодность, а земля уходила под частные коттеджи и виллы. Но, как выяснилось, проблемы с функционированием и развитием здравниц существуют и в Западном Крыму. Вокруг семнадцати гектаров земли грязелечебницы “Мойнаки” – сердца курортной Евпатории – сегодня бушуют поистине “спортивные” страсти. Нынешние владельцы здравницы ведут себя по принципу: ни себе, ни людям.
А может, только себе?
От императора до председателя
Для начала перенесёмся во времени на сто двадцать лет назад, когда на берегу озера Мойнаки располагалась небольшая частная грязелечебница. Император Николай II, узнавший о целебных свойствах озера, счёл, что здесь должна функционировать и грязелечебница для народа, причём сооружать её будут за государственный счёт.
Высочайшим указом от 3 февраля 1887 года озеро было передано под охрану государства “от порчи и истощения”.
Основная функция грязей Мойнакского озера площадью более 1,6 квадратных километра заключена в проникновении сквозь кожу гормонов, антибиотикоподобных веществ и иных компонентов, повышающих защитные функции организма.
Мировую славу Мойнакской грязелечебнице принесли приморские иловые грязи с высоким содержанием сульфидов и минерализацией раствора. За советский период функционирования здравницы здесь побывало свыше десяти миллионов человек. Эффективность лечения бесплодия у женщин достигала сорока семи процентов. Различным аспектам грязелечения было посвящено четыреста семьдесят восемь научных работ.
Сегодня в “Мойнаках” получают процедуру рапо- и грязелечения не только те, кто отдыхает по путёвкам, но и так называемые неорганизованные отдыхающие. В грязелечебнице проходят реабилитацию “афганцы”, участники Великой Отечественной войны, спортсмены, получившие травмы. Здесь разработаны методы лечения заболеваний центральной нервной системы, а также последствий полиомиелита, детского церебрального паралича, ревматизма.
Председатель профкома грязелечебницы “Мойнаки”, старшая медсестра Антонина Дрозд рассказывает, что когда-то в парке грязелечебницы был розарий, здесь работал лекторий, поликлиники направляли сюда пациентов.
– Когда я пришла сюда сорок один год назад, здесь было два грязевых женских отделения, мужское отделение, две лаборатории, кабинеты лечебно-функциональной диагностики и массажа. Ингаляторий отпускал около семисот процедур в день. С сооружением водолечебницы “Мойнаки” получили новый импульс развития. Затем на базе ингалятория был создан стоматологический кабинет.
Статус здравницы менялся неоднократно. В 1960 году постановлением Совета министров УССР санатории и дома отдыха Министерства здравоохранения СССР были переданы профсоюзам. После распада СССР в 1991 году постановлением совета Федерации независимых профсоюзов Украины и правления Фонда социального страхования было принято решение о создании ЗАО Лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины “Укрпрофздравница” на базе санаторно-курортных профсоюзных учреждений.
В 1994 году Верховный Совет Украины постановил: временно, до законодательного определения правового статуса имущества общественных организаций бывшего СССР, считать это имущество общегосударственной собственностью. Фонд госимущества Украины составил перечень данных объектов, в который вошла и грязелечебница “Мойнаки”.
Ссылаясь на то, что права собственности на имущество общесоюзных организаций могут быть урегулированы только специальным законом, чиновники ФГИ сочли невозможным смену собственника госимущества. Тем не менее Евпаторийский горсовет предложил передать грязелечебницу в коммунальную собственность, Совет министров автономии эту инициативу поддержал, а Фонд имущества Крыма предложил и Минкурортов и туризма Украины сделать то же самое.
– В 2004 году готовились документы по передаче грязелечебницы в коммунальную собственность Евпатории, было получено предварительное согласие руководства “Укрпрофздравницы”. Затем руководство сменилось, и решение было отменено, – говорит директор грязелечебницы “Мойнаки” Валентина Рожкова.
По словам начальника главного управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей Евпаторийского горсовета Сергея Стрельбицкого, позиция местных властей объясняется тем, что Евпатория как курорт по сути начиналась именно с грязелечебницы “Мойнаки”.
– Несмотря на то, что ныне во многих санаторно-курортных учреждениях есть свои отделы грязелечения, “Мойнаки” заменить невозможно. Если грязелечебницы не станет, это нанесёт колоссальный ущерб имиджу Евпатории как курорта, – уверен он.
Председатель правления ЗАО “Укрпрофздравница” Эдуард Колесник считает по-иному.
– “Мойнаки” как оздоровительное учреждение не подлежит бесплатной передаче в коммунальную собственность территориальной громаде. У нас есть опыт работы с местными властями, который показывает, что сначала учреждения бесплатно передаются громадам, а после получения инвестиций становятся частной собственностью, и территориальная громада их теряет. Один из санаториев перешёл в режим сезонного функционирования, другой не функционирует в течение многих лет, – парирует он.
Нести тяжело – бросить жалко?
Забота главы “Укрпрофздравницы” о всенародном достоянии объясняется просто: ведомство желает самостоятельно распоряжаться этим имуществом. В мае 2005 года общее собрание его акционеров приняло решение о продаже грязелечебницы на конкурсной основе.
– Уже были попытки продажи данного объекта, которые удалось остановить. Что же может интересовать потенциального покупателя? Пожалуй, ничего, кроме семнадцати гектаров земли в лечебной зоне, – говорит Стрельбицкий.
Тогда эксперты оценили рыночную стоимость санатория в более чем шесть миллионов гривен. Но, поскольку покупатель внёс лишь часть денег, договор продажи был отменён в судебном порядке. Нынешнее руководство “Укрпрофздравницы” уверяет, что по закону не может продать участок с грязелечебницей.
– Согласно переходным положениям Земельного кодекса Украины, владельцем земли, на которой расположены основные фонды грязелечебницы “Мойнаки”, является Евпаторийский горсовет. ЗАО пользуется участком на основании акта на право постоянного пользования землёй, выданного в 1999 году, и не имеет права даже вступать в переговоры по вопросу продажи участка, – заявил Колесник.
Сегодня “Мойнаки” находится в состоянии частичной консервации. Летом грязелечебница работает лишь на пятую часть своей мощности.
– Это вроде как чемодан без ручки – нести трудно, но и бросить жалко. Каждый год мы просим “Укрпрофздравницу”, чтобы грязелечебница работала, пусть хоть и на двадцать процентов. Иначе люди, приезжающие сюда из года в год, забудут её, а значит, больше не вернутся в Евпаторию, – говорит Стрельбицкий.
В своё время у озера Мойнаки проводились этапы Кубка чемпионата СССР по спортивной ходьбе и кроссу. Сегодня городские власти Евпатории приступили к реализации проекта “Золотое кольцо здоровья”, в котором выразили готовность принять участие государственные структуры и частные инвесторы.
– Вокруг озера Мойнаки создаётся санаторно-курортный комплекс, включающий парковую зону с аллеями и площадками для отдыха. Санаторно-курортные учреждения будут использовать не только лечебные грязи озера Мойнаки, но и воду термальных источников. Кроме того, здесь будет стадион, теннисные корты, мини-площадки для игры в баскетбол и гольф, – рассказывает Стрельбицкий.
Но профсоюзное ведомство и в этом вопросе ведёт себя, как собака на сене.
– Территориальная громада Евпатории предлагала нам участие в реализации концепции “Золотое кольцо здоровья”. Однако это предполагает инвестиции в размере пятнадцати-двадцати миллионов долларов, которых у нас нет, – заявляет Колесник.
На это евпаторийские власти предлагают компромисс: передать “Мойнаки” в ведение Министерства здравоохранения Украины.
– С государственной структурой мы сможем выстраивать более прозрачные взаимоотношения, – уверен Стрельбицкий.
“Опасная зона”
Нет у киевского собственника евпаторийской здравницы денег и на её обслуживание и ремонт. Директор грязелечебницы говорит, что капитальные ремонты корпусов проводились ещё в 60-80 годах прошлого века.
– Сегодня основные фонды изношены на восемьдесят процентов. В лечебном корпусе часть помещений находится в аварийном состоянии, они попросту обрушились. Ремонт в основном заключался в латании дыр, образующихся в крыше. Сколько денег надо на ремонт? Если в целом, то не один миллион гривен. Мы направляли письма и сметы в “Укрпрофздравницу”, но, как нам объясняли, средств для восстановления лечебницы попросту нет, – подчёркивает Рожкова.
В правдивости слов директора убеждаемся воочию. Корпуса – словно развороченные бомбами здания времён Великой Отечественной войны. А табличка с кроваво-красной надписью
“Опасная зона! Не входить” ассоциируется с кадрами телехроники из Чернобыльской зоны.
– В этой ситуации в курортный сезон мы способны принять примерно три тысячи человек.
В прошлом году приняли почти полторы тысячи больных, для которых провели около семнадцати тысяч процедур, – продолжает Рожкова.
Усилия руководства и работников здравницы сохранить её уникальную привлекательность разбиваются о железобетонные аргументы “Укрпрофздравницы” о перспективах использования лечебных свойств здешних грязей.
– По оценкам экспертов, Мойнакское озеро как объект лечебного значения располагает лишь одним видом природно-лечебных ресурсов – рапой. Кондиционная лечебная грязь отсутствует здесь уже 75 лет. Для использования в лечебном процессе рапы Мойнакского озера необходим целый ряд разрешительных документов, среди которых – спецразрешение на пользование недрами, подсчитанные и утверждённые запасы рапы, бальнеологическое заключение. Получение разрешений влечёт существенные финансовые затраты, которые в данное время “Укрпрофздравница” не может себе позволить, – резюмирует Эдуард Колесник.
“Укрпрофздравница” решила предпринять ещё одну попытку продать санаторий. Вырученные от продажи средства, как было решено на заседании совета ФПУ в сентябре 2009 года, планируется вложить в развитие евпаторийских санаториев “Приморье”, “Победа”, “Ударник”, “Прибой” и детского санатория “Таврида”.
– Территориальная громада может принять участие в конкурсе вместе с другими инвесторами, – заявил Колесник.
Даже если конкурс по продаже “Мойнак” состоится и сюда придёт инвестор, главный вопрос заключается в том, сохранится ли грязелечебница в нынешнем виде, или всё же здесь возникнет курортное учреждение для избранных, как это происходит на Южном берегу Крыма?
Алексей ЕРМОЛИН, «Крымская правда», апрель 2010