Интервью председателя совета директоров компании «Пресса.ру» Вячеслава Керова
Интервью председателя совета директоров компании «Пресса.ру» Вячеслава Керова
— Как развивается рынок платного онлайн-доступа к прессе в России?
— Это происходит по двум направлениям. С одной стороны, часть издательских домов сами развивают платный доступ через свои собственные сайты. При этом они сами рекламируют такую возможность среди читателей и обязательно предоставляют возможность ознакомиться с частью материалов бесплатно, чтобы заинтересовать потенциального покупателя. С другой стороны, существуют специальные сайты, которые по агентским договорам с издательскими домами распространяют электронные версии их продуктов.
— Как определяется ценовая политика онлайн-доступа?
— В любой случае ее определяет сам издатель. У нас большинство издательских домов пока ориентируются, прежде всего, на распространение печатных версий, поэтому многие предлагают цену, где отправной точкой является стоимость, аналогичная розничной стоимости издания при его физическом распространении. И уже от этой стоимости идет или не идет скидка для определения стоимости покупки электронной версии издания. При этом в основном учитывается, что затраты на распространение электронных версий существенно отличаются от печатных, так как здесь нет расходов на типографию, логистику, физическое распространение и др. Поэтому онлайн-версия может стоить намного дешевле печатной версии или вообще может пока распространяться бесплатно для того, чтобы продвигать это издание.
— Онлайн-аудитория газет и журналов отличается от аудитории их печатных версий?
— Как правило, это значительно более молодая аудитория. При этом потребители печатных и электронных версий во многом не пересекаются. Есть значительный пласт аудитории, которая читает прессу исключительно через интернет, в том числе за деньги. Для читателей это вопрос удобства и привычки.
— Интернет-пользователи чаще готовы платить за деловую или развлекательную информацию?
— Деловые издания, как правило, более популярны в случае корпоративной подписки, когда информация, которую они предоставляют, важна для бизнеса компании. В то же время ряд людей готов скачивать кроссворды и развлекательные журналы. Здесь имеет значение и фактор носителя. Например, понятно, что журналы не очень хорошо смотрятся на iPhone или других гаджетах с маленьким экраном.
— На западе ситуация с платной прессой в интернете сильно отличается?
— Конечно, пока в этом плане мы отстаем от западных рынков на несколько лет. Отставание заметно в дизайне, в функциональных особенностях, в недостаточном распространении у нас различных способов оплаты и, конечно, в менталитете — люди еще не привыкли платить за прессу в интернете. Кроме того, вводя плату за доступ к материалам, газета, естественно, значительно теряет в количестве потенциальной аудитории своей интернет-версии. Это не может не отразиться и на рекламных продажах сайта. Поэтому обороты платных электронных версий печатных изданий пока просто не могут быть такими, чтобы журнал или газета за их счет могли окупаться, поэтому и акцент в настоящее время ставится издательскими домами на версии изданий на бумажном носителе.
— В будущем эта ситуация изменится?
— Надо отметить, что на сегодняшний день даже на западе обороты онлайн-продаж пока относительно не велики. Но все понимают, что в этом будущее. Платное онлайн-распространение — очень перспективный рынок, который будет быстро расти в ближайшие годы. При этом ситуация может развиваться разными путями — например, в ближайшие лет пять могут появиться новые электронные носители, которые коренным образом поменяют сегодняшнюю модель распространения прессы. И последнее — газеты и журналы были, есть и будут, только будет меняться способ их доставки до читателя и вид носителя информации, но при этом печатные версии ряда газет и журналов все равно всегда будут существовать!
Интервью взял Павел Белавин
Коммерсантъ