Автор: Алексей Сова, Ольга Скрипник, “Зеркало недели. Украина”, 6 апреля 2012 года
Приятно осознавать, что наше государство, вопреки экономическим проблемам и зияющим дырам в бюджете, находит возможность отдавать все лучшее детям. Букварь для первоклассников стоимостью 647 гривен — отличное тому подтверждение.
Автор: Алексей Сова, Ольга Скрипник, “Зеркало недели. Украина”, 6 апреля 2012 года
Приятно осознавать, что наше государство, вопреки экономическим проблемам и зияющим дырам в бюджете, находит возможность отдавать все лучшее детям. Букварь для первоклассников стоимостью 647 гривен — отличное тому подтверждение.
Именно на таких позициях стоит Министерство образования, науки, молодежи и спорта (МОНМС). По словамминистра Дмитрия Табачника, такая стоимость букваря обусловлена небольшим тиражом — его выпустили всего 300 экземпляров. Не нужно оваций — государство просто выполнило свой долг, сделало все, чтобы обеспечить учебниками каждого школьника. По мнению министра, 300 учеников, для которых выпустили этот золотой букварь, имеют такое же, как и все остальные дети, право на обучение. Разве можно ограничивать права детей?!
Как можно после этого в чем-то обвинять министерство? Вся его политика, в особенности финансовая, чиста, как слеза ребенка, которому не достался учебник по цене телевизора. Сколько ни пытались политики, издатели, журналисты доказать, что цена букваря, как, впрочем, и многих другихучебников, гораздо выше не то что обычной книги, но даже сувенирного, щедро иллюстрированного издания, чиновники министерства все равно были непоколебимы — нет в этом никакой коррупции. Рисовали схемы, обозначая стрелочками, откуда и куда движется рукопись, пока превратится в учебник, но так и не нашли места, где могла притаиться коррупция — хотя бы гипотетически.
Мы готовы помочь чиновникам. По счастливой случайности в распоряженииZN.UA оказались таблицы заказа и распределения, а также схемы расчетов за учебники, изготовленные за бюджетные средства в 2010—2011 гг. Проанализировав документы, эксперты утверждают, что карманы, «на которые скидывался кэш», не менее вместительны и заметны, чем на горной трассе под Ялтой, — их можно пропустить разве что с закрытыми глазами.
Предлагаем всем вместе поиграть в квест, чтобы отыскать карманы-невидимки, так старательно скрываемые министерством от всех — от ревизоров, правоохранительных органов и налогоплательщиков, за счет которых издаются учебники. Проследуем за министерскими стрелочками, стартующими от рукописей будущих учебников. Для любопытных здесь найдется немало интересного. Судя по документам, конкурсы рукописей проводились, как Бог на душу положит, — никто особо не заморачивался, чтобы выполнить нормативные требования. Стало нормой брать в производство рукописи, которые не подавались на конкурс, платить гонорары экспертам, чьи выводы не учитывались и т.д. О стиле работы свидетельствует и тот факт, что за два последних года 40% рукописей на украинском языке и 75% на других языках обучения были «назначены» победителями — просто не было альтернативы. Очевидно, в министерстве любят, чтобы по принципу «у единого участника» проводились не только тендеры, но и конкурсы рукописей.
С учебниками не лучше — в список изданий включали не победителей конкурсов, а те, что заняли 2—4 места. В прошлом году, например, для 11 класса не издали 50 учебников — победителей конкурса, зато включили в план для 10 класса 20 тех, что конкурс проиграли.
Источники ZN.UA в Минобразования утверждают, что из-заорганизационных и кадровых просчетов Институт инновационных технологий и содержания образования (ИИТСО) провалил конкурсный отбор 48 учебников и не провел надлежащей экспертизы более 70.Решения о подписании договоров на издание отдельных учебников проводились кулуарно, непрозрачно — в нарушение законодательства было издано 24 учебника, которые не подавались на конкурс или не стали его победителями. На это из бюджета потратили 31 млн. грн. Кроме того, было выплачено 20,3 тыс. грн. гонорара десяти экспертам, чьи работыиз-занизкого их качества не были использованы.
Далее стрелочка министерской схемы упирается в тендеры. Тут абсолютно все ясно и прозрачно — комитет по конкурсным торгам ИИТСО выбрал процедуру закупки у единого участника. Касалось ли это издания учебников и учебных пособий, их хранения и доставки — все едино.
Чтобы помочь участникам нашего квеста, сообщаем, что в 2011 году средняя стоимость одного экземпляра составила 21,5 грн., что превысило показатель2010-гов 1,25 раза. Министерство заложило 8% на инфляцию, которая, кстати, по официальным данным, была намного ниже, так откуда же такой скачок цен? Многие эксперты искали, где тут «собака зарыта», и некоторым, надо отдать им должное, удалось найти. Последние два года полиграфические услуги по изданию учебников активно оказывало ООО «Побутелектротехніка», занявшее в прошлом году место главного партнера министерства на этом направлении. Что, видимо, и позволило фирме в 2011 году поднять стоимость своих услуг более чем в два раза.
Заказы фирма получала не за красивые глаза, как можеткто-топодумать. Собственниками исключительных авторских прав на издание учебников являются всего несколько издательств — харьковская «Гимназия», киевские «Грамота», «Генеза», «Освіта» и другие, которые и должны выбирать полиграфическую базу для их изготовления.
Аудиторы Счетной палаты установили, что именно Государственное специализированное издательство «Освіта» провело тендер, в котором принимали участие два претендента — харьковская «Побутелектротехніка» и хмельницкая частная аграрно-производственная фирма «Интрада». Госзаказ — 12 наименований учебников общим тиражом более 850 тыс. экземпляров. Победили харьковчане, которые имели, согласно предоставленным ими документам, мощную техническую базу — стоимостью аж 227 тыс. грн. Кроме прочего, в списке числились две печатных машины — листовая и рулонная, а в штате из 18 человек — два печатника и два их помощника. Ревизоры усомнились в том, что столь большой объем работ можно выполнить на такой базе, и поискали пример для сравнения. Оказалось, в издательстве «Поліграфкнига» стоимость печатных машин (в зависимости от марки) колеблется от 750 тыс. до 13 млн. грн. за единицу. К тому же нормативы производства требуют, чтобы при изготовлении учебников каждую машину обслуживало четыре человека в смену. И без калькулятора было ясно, что харьковчане успеют выполнить заказ разве что ко второму пришествию.
Но тем не менее «Побутелектротехніка» получила госзаказ на изготовление учебников и от других издательств — «Грамоты», «Гимназии». Как оказалось, ревизоры волновались совершенно напрасно — фирма таки выполнила заказ. Как? Не напрягаясь. Просто нашла тех, кто легко с этим справился. А что еще оставалось делать гражданину Израиля Михаилу Ш., основателю и директору полиграфической фирмы «Побутелектротехніка»? Он лучше других знал, что и фирма, и ее производственные мощности зарегистрированы по адресу его квартиры.
На изготовление 5 наименований учебников победитель тендера получил от издательств около 2,5 млн. грн. и передал заказ исполнителю, уплатив за это 373,2 тыс. грн., то есть 17% суммы. А более 2 млн. грн. оставил себе. За труды.
Ревизоры установили, что подобные схемы действовали и в 2010 году. За изготовление 5 наименований учебников (видимо, это любимое число) три издательства перевели на счета фирмы «Побутелектротехніка» почти 6 млн. грн. Гигант полиграфии переадресовал госзаказ двум профильным предприятиям, отстегнув им 1,9 млн. грн. Себе же оставил 66% от суммы — без малого 4 млн. грн.
Средняя стоимость изготовления одного учебника массовым тиражом в 2010 году колебалась от 5,6 до 6 грн., в прошлом году цены выросли до 14—16. Эксперты считают, что виной всему не столько объективные, сколько субъективные причины, а именно: аппетиты тех, кто стоит у руля книгопечатания для школ. Учебник «Українська мова» Волынская областная типография предлагала напечатать за 8,49 грн., но издательство «Освіта» отдало предпочтение фирме «Побутелектротехніка», которая сделала это за 14,6 грн. В итоге за 120 тыс. тиража госбюджет вынужден был заплатить на 735 тыс. грн. больше, чем могло быть. Аудиторы называют это дипломатично — неэффективное использование средств.
Только две сделки на изготовление 10 наименований учебников с примечанием «по государственному заказу» принесли на счета харьковской фирмы 6 млн. грн. Воистину, аппетит приходит во время еды — вначале победитель тендера оставлял на своих счетах 59% от суммы, выделенной на учебник, — за такой процент пошли «Математика» для2-гокласса и «География» для10-гокласса. А «Захист Вітчизни», например, удалось организовать с минимальными для себя потерями — издание этого учебника принесло исключительную викторию — 92%. (На десятитысячный тираж было выделено 137,7 тыс. грн. Фактические траты, согласно отчетам, составили 10,1 тыс. грн.)
Наши госчиновники и бизнесмены всегда очень ревниво относятся к сообщениям о тендерах, контрактах и доходах, обвиняя СМИ в подсчете денег в чужих карманах. И никакое законодательство о доступности публичной информации, о необходимости контроля за использованием бюджетных средств не может убедить их в том, что для цивилизованной страны — это норма. Мы решили узнать, как с этим обстоят дела в европейских странах, для чего обратились к коллегам из международного проекта SCOOP. Датские журналисты утверждают: у них вся информация о госзаказах абсолютно доступна для СМИ — фирмы, победившие в конкурсе, заинтересованы в том, чтобы налогоплательщики знали, как реализуются проекты. Это доказывает их состоятельность, повышает авторитет, гарантирует удачные контракты в будущем. А поляки удивились нашему вопросу. У них выбор учебников — прерогатива педагогов, которые в отличие от чиновников действительно знают, кто из авторов лучше всего изложил учебный материал. Именно на их мнение ориентируются при составлении планов. Затевать игры с изданием непопулярных в учительских кругах учебников никто не рискнет, потому что спрос, как известно, регулирует предложение. В МОНМС утверждают, что у нас — точно так же. Ну, почти так же. Соседствующая с Польшей Львовская область заказала для своих первоклассников буквари, подготовленные тремя разными коллективами авторов. Областное управление собрало заявки учителей, подсчитало: самый популярный получил 90,3% голосов, остальные — 5,7 и 4%.
В область же завезли только один учебник — тот, который занял последнее место в рейтинге. И хотя заказали его 1120 штук, получили в 21 раз больше —
24 тыс. Министерство, возглавляемое Д.Табачником, так любит Галичину, что прислало во Львовскую область почти 50 тыс. учебников, школами вообще не заказанных. На подарок не пожалели 654 тыс. казенных гривен. Видимо, по этой причине не хватило средств на учебники, в которых школы действительно нуждаются, — ученикам 3-х и 4-х классов не досталось ни одного, хотя область заказала для них более 570 тысяч.
Подобные сюрпризы получают не только львовяне. К примеру, школы Одесской области получили такое количество учебников (уровень стандарта) «Русский язык» для10-гокласса, что теперь обеспечены ими на 160%. Перебор стоил казне 48,20 тыс. грн. Но министерству для детей ничего не жалко. Беда в том, что те же десятиклассники так и не дождались учебников 34 наименований, добросовестно вписанных учителями в бланки заказов. По предварительным расчетам, их изготовление обошлось бы в сумму 885,50 тыс. грн., которых на тот момент в министерствепочему-тоне нашлось.
Правда, окончательная стоимость может сильно отличаться от планируемой — в книгопечатании многое зависит от подводных течений на рынке бумаги. А потому следующее задание для участников квеста — узнать, как обычная офсетная бумага превращается в денежные знаки.
Из достоверных источников ZN.UA в Антимонопольном комитете стало известно, что бумагу для учебников ООО «Днепропетровская бумажная фабрика» продавала по максимальной цене. (Этот производитель считается монополистом на рынке Украины.) В 2010 году для изготовления книжной продукции тонна офсетной бумаги реализовывалась за 7,1—7,7 тыс. грн. (без учета НДС), а для учебников — за 11 тыс. грн. Ничего личного, как сообщили АМК производители, — просто в июне-июле повышается спрос.
Но ревизорам это показалось весьма неубедительным, и они разыграли небольшую детективную партию. Вскоре получили счет-фактуру из днепропетровской фабрики, предлагавшей свою продукцию по цене 8 тыс. грн. за тонну (без учета НДС). Заметьте, это прайс 2011 года, когда цены, по сравнению с предыдущим годом, повысились.
Учитывая годовую средневзвешенную стоимость офсетной бумаги, фининспекторы пришли к выводу, что из госбюджета было заплачено в 2010 году на 40%, а в 2011 г. — на 30% больше ее коммерческой стоимости. Так, только в 2010 году издательство «Освіта» за 1113 т заплатило свыше рыночной стоимости более 3,7 млн. грн. В 2011 году переплата за 1268 тонн составила около 3,3 млн. грн.
Аудиторы пришли к выводу, что только при покупке бумаги неэффективно было использовано 7 млн. грн. бюджетных денег, что привело к удорожанию учебников.
И в завершение нашего квеста задание посложнее — определить принцип, по которому Минобразования обеспечивает школы учебниками. Сложность в том, что никакой логике не подвластны действия министерства, которое регулярно собирает от областных управлений образования заявки, учитывающие все — количество учеников, классов, языков обучения, прогнозы контингента и т.д., но абсолютно игнорирует их при распределении. Как, впрочем, и при заказе учебников, несмотря на то, что учителя добросовестно составляют списки авторов, умеющих доступно и легко излагать материал. Никто не может объяснить, почему обеспеченность учебниками, изданными по госзаказу в 2010—2011 годах, колеблется от 68 до 183%. Чем руководствовалось министерство, направляя 1,2 млн. грн. «книжных» денег на покупку школьных автобусов? Похоже, это был пиар-ход, позволявший позировать перед телекамерами, после того как план (2010 г.) выпуска учебников был безнадежно провален.
Есть еще одно порочное звено в цепочке от рукописи до школьной библиотеки. Даже если учебники напечатаны, это вовсе не означает, что их горяченькими доставят потребителям. Например, согласно отчетам «Укрвидавполіграфії», доставка учебников в Одесскую область была завершена в декабре 2010 года — за такой трудовой энтузиазм премии в конце года полагаются. А ревизоры обнаружили, что школы получили книги накануне весенних каникул. Казалось бы — невелика разница, но это тот самый случай, когда время — деньги. Областные книжные базы к 1 сентября получили всего 72% учебников, но неизвестно, когда их развезли по школам. Ученики не могут без них обходиться не то что три четверти, а даже месяц. Что делают в таких случаях родители? Покупают за свои деньги. Большинство из них в ходе массового опроса, который был проведен в Одесской и еще нескольких областях, признались, что готовы выложить за учебник 15—20 гривен. Но дефицит поднял цены в три-четыре раза, что обернулось серьезными проблемами для многих семей,особенно тех, которые снаряжали в школу не одного, а двух-трех своих детей. А откуда, собственно, взялись эти свободные радикалы на книжном рынке? ИИТСО с готовностью выдавал издательствам разрешения на дополнительные тиражи, чтобы т.н. коммерческие учебники с космической скоростью долетали до городов и поселков. Неужто чиновники не знали, что десятки тысяч экземпляров, изготовленных по госзаказу, пылятся на базах?! А теперь представьте, что их доставили бы к 1 сентября. И кому тогда нужны дополнительные тиражи? И где потом искать дополнительные доходы?!
Пора назвать суммы, которыми распоряжались чиновники: в 2010 году из госбюджета на учебники выделили 200 млн. грн., а в 2011-м — 120 млн. грн. Такое резкое уменьшение противоречит бодрым заявлениям о подъеме экономики и улучшении жизни, которыми постоянно угрожает нам премьер-министр. По данным Минобразования, которое неохотно их озвучивает, выделенные суммы составляют всего лишь 31,2 и 12,6% от необходимого.
Но недостаточное финансирование — для наших чиновников вовсе не повод рационально использовать казенные средства. Аудиторы пришли к выводу, что последние два года МОНМС неэффективно использовало 16,3 млн. грн., а с нарушением законодательства — 44 млн. грн. За эти средства, по самым скромным подсчетам, можно было дополнительно издать почти 3,5 млн. учебников.
Похоже, нынешний год тоже будет богатым на книжные сюрпризы. Чего стоят — в прямом и переносном смысле — учебники для первоклассников по цене телевизора. Чтобы потешить именитых авторов — деньги нашли. А для детей-инвалидов наскрести не удалось — в Киевской области, к примеру, 8 спецшкол за два года получили всего 1,2% заказанных учебников. В издательствах сокращают отделы, работающие со шрифтом Брайля, — нет денег на госзаказы для слепых детей. Не насмешкой, а издевательством на этом фоне выглядит дорогой разукрашенный букварь. Речь не только о том, который готовят для первоклассников. На книжных полках уже пылятся буквари тех же авторов, такие же дорогие, но… для 2-го класса. Страшно подумать, что будет с финансированием учебников, если в министерстве, склоняясь в глубоком реверансе перед вышестоящей властью, решат выпустить серию этих букварей — от первого класса и до выпускного.
Автор: Алексей Сова, Ольга Скрипник, “Зеркало недели. Украина”, 6 апреля 2012 года