Валентина САМАР, «Зеркало недели», декабрь 2010
Эта крылатая фраза из мультфильма «Тот самый Мюнхгаузен» как нельзя точно подходит к характеру нашего чиновничества и его основного рефлекса — хватательного, который обостряется в случае слабости противника и какой-нибудь неразберихи. Административной реформы, например. Потому что реформы в нашем понимании и исполнении — это чудное время для для нагуливания ресурсного жирка, переподчинения структур и объектов, теневой приватизации, а также зачистки неугодных кадров и расстановки надежных. И в Крыму передохли бы все мавлины, если бы, пользуясь длительным отсутствием премьера Василия Джарты и под грохот «евроремонта» центральных органов исполнительной власти, кто-нибудь да не попытался в очередной раз проявить «заботу» о крымских дворцах-музеях и заповедниках.
Валентина САМАР, «Зеркало недели», декабрь 2010
Эта крылатая фраза из мультфильма «Тот самый Мюнхгаузен» как нельзя точно подходит к характеру нашего чиновничества и его основного рефлекса — хватательного, который обостряется в случае слабости противника и какой-нибудь неразберихи. Административной реформы, например. Потому что реформы в нашем понимании и исполнении — это чудное время для для нагуливания ресурсного жирка, переподчинения структур и объектов, теневой приватизации, а также зачистки неугодных кадров и расстановки надежных. И в Крыму передохли бы все мавлины, если бы, пользуясь длительным отсутствием премьера Василия Джарты и под грохот «евроремонта» центральных органов исполнительной власти, кто-нибудь да не попытался в очередной раз проявить «заботу» о крымских дворцах-музеях и заповедниках.
Авантюра, о которой пойдет речь далее, еще в развитии, но усилиями общественности пока приостановлена. На крымском уровне. Какой будет реакция в ближайшие дни из Киева — весьма любопытно, поскольку напрямую будет зависеть от того, чьей верховной поддержкой заручились исполнители.
Вначале об объектах интереса. Их шесть, и это половина всех историко-культурных и дворцово-парковых заповедников Крыма. Причем половина золотая: Ливадийский дворец-музей, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Бахчисарайский и Керченский историко-культурные заповедники, Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А.Волошина» и историко-культурный заповедник «Калос-Лимен». Сегодня, как и десятилетия назад, они находятся в ведении Министерства культуры и искусств Крыма. Идея об их переподчинении Республиканскому комитету по охране культурного наследия по цепочке пришла из Киева, от Госслужбы по вопросам охраны культурного наследия, которое теперь уже было вписано в структуру Министерства культуры и туризма Украины. События должны были развиваться стремительно. Впервые идея о переподчинении «визитных карточек Крыма» была публично озвучена на совместном совещании Госслужбы и рескомитета 24 ноября, а совершится, судя по подготовленным проектам соответствующих распоряжений, 25 декабря. Так гнать лошадей, думается, могли заставить три обстоятельства: грядущая админреформа, верстка бюджетов и все еще непонятная ситуация с состоянием здоровья премьера Крыма.
Против передачи музеев-заповедников категорически выступают как администрации самих объектов, так и крупнейшие общественные организации — Ассоциации музеев и заповедников Крыма, «Экология и мир», Слоу Фуд Крым, профсоюз работников культуры и другие объединения, которые уже обратились к президенту и премьер-министру с просьбой немедленно остановить процесс.
А в чем проблема? — вправе спросить читатель. Рескомитет — как бы профильное ведомство, пусть и защищает наше наследие. Тем более Киев у Крыма ничего не забирает. Эти аргументы приводят и руководители Госслужбы и Рескомитета по охране культурного наследия. Причем, опираясь на недавние изменения в соответствующем законе, которые устанавливают, что к полномочиям органов охраны культурного наследия, «согласно их компетенции, принадлежит управление в порядке, установленном законом, историко-культурными заповедниками государственного или местного значения». Как сообщила «ЗН» вице-премьер АРК Екатерина Юрченко, инициатива проистекает именно из Киева, и в обращениях говорилось также, что «теперь по всей Украине будет выстраиваться единая вертикаль управления заповедниками, и именно по линии Госслужбы пойдет их финансирование».
Контраргументы противников передачи включают иное толкование новой нормы закона: да, такое право у органов охраны культурного наследия есть, но оно — не исключительное. И главное, все вышеназванные заповедники — прежде всего музеи, и в первую очередь на них распространяется Закон «О музеях и музейной деятельности».
«Все они стали заповедниками вокруг уже существующих музеев, — говорит председатель Ассоциации музеев и заповедников Крыма Вячеслав Пересунько. — Это — первооснова их деятельности, и там хранится основная часть всего музейного фонда Крыма. А у органов охраны культурного наследия нет полномочий на управление такими объектами, у них нет ни соответствующих структур, ни кадров, ни практики работы в музейном деле».
Версия попытки переподчинения самых известных туристических объектов у музейщиков проста — деньги и заход на территорию.
«Крымские музеи-заповедники самодостаточны. Они зарабатывают в год 36 млн. грн., причем на долю тех, которые вдруг понадобилось переподчинить, приходится 28 миллионов. Да, Крым может и должен больше зарабатывать в этой сфере, но давайте создавать новые объекты. Давайте создадим «Неаполь Скифский», вернем из Госуправделами и откроем для посещений Юсуповский дворец! Кстати, Василий Джарты это обещал. Но нет — всем хочется управлять тем, что было создано с таким трудом до них!» — говорит В.Пересунько.
Второе опасение, опять же почти традиционное для подобных реорганизаций, связано с неизбежной сменой старого руководства дворцов-музеев и заповедников и расстановкой своих кадров. Схема идеальная. Никого не надо заставлять увольняться или искать повод уволить — все напишут заявления сами, ведь реорганизация потребует подписания контрактов с новым «управляющим». Возможно ли найти замену Константину Касперовичу, отвоевавшему Воронцовский и Массандровский дворцы и их парки у бандитов, президентов и товарищей в погонах? Музейщики скажут: нет. Чиновники расскажут об эффективном менеджменте и потребности в людях с новыми подходами. Думаю, очень много таких менеджеров сейчас как раз останется без работы. Госслужбы по охране культурного наследия вследствие грянувшей оптимизации больше нет.
При первом прочтении указа президента даже показалось, что реформа этот орган потеряла — Госслужба не упоминалась ни среди здравствующих, ни среди реорганизованных, не было ее и в перечне упраздненных. Несколько часов мы пытались установить судьбу центрального органа, на который возложены колоссальные полномочия и наделенного огромными возможностями для влияния на уровень коррупции в стране (это вам любой застройщик скажет). В Минюсте пояснили, что теперь это будет просто департамент в составе Министерства культуры. Министр остался прежний — Михаил Кулиняк. А председатель крымского Рескомитета по охране культурного наследия Сергей Тур, под чье крыло должны были перевести дворцы-музеи и заповедники, его давнишний бизнес-партнер.
Нет, декларацию о доходах, предоставленную при первом назначении Михаила Андреевича на должность министра, опубликованную в «ЗН», я читала. И комментарий — тоже: «Если верить текстам деклараций о доходах, поданных членами нового Кабинета министров, то как минимум один из них, министр культуры и туризма Михаил Кулиняк, живет за гранью бедности. В частности, в декларации, поданной Михаилом Кулиняком при вступлении в должность, отмечено, что его совокупная годовая прибыль составила 2 895 гривен и 45 копеек. При этом у него отсутствуют и банковские сбережения. Площадь квартиры, в которой он живет, составляет 32 квадратных метра. Правда, при этом новый министр является владельцем автомобиля Mercedes ML 400 CDI». В декларации М.Кулиняка также стоят прочерки в строчке о размерах взносов в уставные фонды предприятий. А в его биографии, опубликованной на сайте министерства, почему-то отсутствует информация о работе в бизнес-структурах. Хотя в подававшейся при назначении биографической справке указана одна фирма — «У.П.К.-ресурс», где будущий министр культуры трудился директором. При этом руководство ООО «Украинский промышленный комплекс», которое М.Кулиняк, будучи соучредителем, возглавлял с момента регистрации в 2001 году, не упоминается. Судя по скромным данным в декларации министра, деньги, вложенные учредителем М.Кулиняком в уставные фонды ООО «ВИП-энерго», ООО «Крымнефтегазпром», а также посредством участия уже упоминавшегося «Украинского промышленного комплекса» в создании ЗАО «Крымнефтегаз» пошли на ветер. Хотя три из этих фирм имели весьма прибыльный во всем мире вид деятельности — добычу нефти. По «Крымнефтегазпрому» и «Крымнефтегазу» пути-дороги Михаила Кулиняка и Сергея Тура и пересеклись. Последний — тоже их соучредитель, прямой и посредством еще одной структуры. Он же или его брат Денис — руководители предприятий. Поэтому совсем не странно, что один человек, занимавшийся нефтью и газом, стал министром культуры, а второй (правительство Крыма переформатировалось с приходом В.Джарты) вдруг стал заместителем главы Рескомитета по охране культурного наследия. А после местных выборов Сергей Тур этот орган и возглавил. И сразу же решил расширить рамки деятельности. Но это так, для восполнения пробелов общественно значимой информации о высокопоставленных госслужащих. Мы же европейские стандарты внедряем!
Что в итоге. После бурного обсуждения перспектив переселения дворцов-музеев и заповедников в совсем не приспособленное для их деятельности ведомство на заседании коллегии Министерства культуры и искусств Крыма, на котором выступили и представители общественных организаций, вице-премьер Екатерина Юрченко решила взять паузу и лично вникнуть во все плюсы и минусы переподчинения.
«Мы сегодня не говорим ни да, ни нет, — сообщила «ЗН» Екатерина Юрченко. — Я плотно начинаю заниматься изучением целесообразности и последствий такой передачи. Потому что мы должны понимать: если это произойдет, то только в случае, когда ситуация в этой сфере будет изменена к лучшему. К лучшему — и в плане охраны памятников культурного наследия, и в плане организационном и управленческом. И лучше должно быть именно для самих музеев-заповедников, результат должен быть для них, а не для Минкультуры или Госслужбы и Рескомитета».
Быстрого и не просчитанного решения не будет, уверяет зампредседателя СМ Крыма. По ее словам, вопрос отрабатывают юристы и экономисты, есть очень много технических моментов, связанных с учредительными документами, идет подготовка бюджета на следующий год. «Я услышала мнение музейщиков и общественных организаций, и мы проведем большое совещание с их участием по этому поводу, — обещает Екатерина Юрченко. — И главное: окончательное решение будет приниматься только после того, как к исполнению обязанностей вернется председатель правительства Василий Джарты».
Что ж, похоже, продолжение последует…
Валентина САМАР, «Зеркало недели», декабрь 2010