Анна Бабинец, бюро журналистских расследований «Свідомо» – для еженедельника «Семь дней», 3 декабря 2009 года
Две соседние страны наращивают военную мощь, способную обернуться против Украины. Это в закрытых дискуссиях обсуждают разведчики и военные, готовящие новый оборонный обзор. В нем впервые в новейшей истории Украины предлагается признать высокий риск конфликта на границах Украины.

Анна Бабинец, бюро журналистских расследований «Свідомо» – для еженедельника «Семь дней», 3 декабря 2009 года

Две соседние страны наращивают военную мощь, способную обернуться против Украины. Это в закрытых дискуссиях обсуждают разведчики и военные, готовящие новый оборонный обзор. В нем впервые в новейшей истории Украины предлагается признать высокий риск конфликта на границах Украины.

«Возможность втягивания Украины в региональную войну (войну между государствами) – низкая».

«Вероятность возникновения локальной войны – низкая».

«Возможность возникновения пограничного конфликта, вооруженного инцидента – средняя».

Так в 2003 году были оценены риски военных действий с участием Украины до 2015 года. Это было сделано в оборонном обзоре (оценке состояния нашей армии и намерений других государств). Его впервые провели по решению Президента Леонида Кучмы.

В предпоследний год своего президентства Виктор Ющенко распорядился повторить оценку. Произошло это после того, как на саммите в Бухаресте НАТО отказалось предоставить Украине план действий по членству. Оборонный обзор идет уже 15 месяцев. После часов официальных и неофициальных разговоров с участниками этой работы «Свідомо» получило данные о новых внешних угрозах, которые видят военные.

Что настораживает Генштаб?

Эти данные нам предоставил офицер, занимающийся анализом в Генеральном штабе. Его условием было: не называть ни имени, ни подразделения.

«У военных есть определенные «маячки», свидетельствующие о том, что появилась новая угроза стране», – объяснил он значение этих данных.

Первое, на что обращает внимание Генштаб, – увеличение российских войск на границе с Украиной. Это происходит в то время, когда в целом Вооруженные силы России сокращаются. «Группировка российских войск возле украинских границ постоянно усиливается и укрепляется. Речь идет, в частности, о Северокавказском военном округе».

Центр этого округа – Ростов-на-Дону. До украинской границы от него – 100 километров. В Северокавказском округе сейчас дислоцируется 58-я армия. Именно она в прошлом году воевала с Грузией. Ее называют наиболее боеспособной в России. «Такой концентрации военных, прошедших через горнило суровой войны, больше нигде не сыщешь», – с гордостью рассказывал газете российской армии «Красная звезда» командующий 58-й армии Анатолий Хрулёв. Он сам был ранен под Цхинвали во время прошлогодней российско-грузинской войны.

Разумеется, рост рядов этой армии, прежде всего, связан с этим конфликтом. Прошлым летом многие военные аналитики прогнозировали новую войну между Россией и Грузией. Если бы она состоялась, первой снова выступила бы 58-я армия. Важную информацию содержат открытые данные об учениях, проводящихся на территории Северокавказского военного округа.

В 2006 году в таких учениях участвовали 30 танков, 190 боевых машин, 30 артиллерийских орудий. Этим летом к учениям «Кавказ-2009» привлекли уже 200 танков, 450 боевых машин и 250 артиллерийских орудий. Легенда учений трехлетней давности предусматривала одного противника, с которым должны были справиться российские военные. В этом же году 58-й армия боролась уже с двумя вымышленными врагами. То есть разворачивали два отдельных направления боев…

Еще одна информация, которую отмечает Генштаб. Три месяца назад Черноморский флот России, базирующийся в Севастополе, был подчинен командованию Северокавказского военного округа. (До этого им непосредственно руководил главнокомандующий Военно-морских сил РФ). Это означает, что в случае конфликта флот будет действовать в связке с 58-й армией. А она – с ним.

Второй риск, на который обратил внимание собеседник – это увеличение боеспособности авиации Румынии. «Налет румынских пилотов-истребителей за последние полтора года увеличился в четыре раза!», – привел офицер закрытые данные. Открытые источники, с помощью которых мы проверяли его утверждения, это подтверждают. Став членом НАТО, Румыния серьезно взялась за авиацию – современного бога войны. В 2008 году Министерство обороны объявило, что планирует до 2013 года отказаться от 80-ти истребителей советского производства и закупить 48 современных, большинство – в США.

«Около двадцати американских истребителей F-16 в этом году уже поставлены на вооружение Военно-воздушных сил Румынии», – утверждает источник. Рост воздушной мощи Румынии украинские военные также считают «маячком». Вместе с заявлениями румынских политиков о необходимости вернуть назад территории, которые когда-то были румынскими, а сейчас они – украинские. Буковину и часть Одесской области.

Еще один примечательные факт – отсутствие военного сотрудничества. «Военного сотрудничества между Украиной и Румынией почти нет. И это не по нашей вине. Даже с россиянами мы проводим общие тренировки дежурных сил на случай угона самолета или захват его террористами… Такие тренировки у нас есть с большинством соседей. Но с Румынией – нет», – продолжает офицер.

На мой вопрос «Почему?» он полушутливо ответил: «Вы, несомненно, не пошли бы пить кофе с соседом, часть квартиры которого планируете отобрать»…
Обратный пример – рост военного сотрудничества с Беларусью. За теплотой киевской встречи Виктора Ющенко с Александром Лукашенко в начале ноября – стук ремонтных заводов и отрывистые команды на совместных учениях спецназовцев.

«Мы в последние годы все активнее сотрудничаем с белорусами, – рассказал офицер. – Отремонтировали им целую эскадрилью учебных самолетов Л-39. Украина помогла им создать систему подготовки летчиков для Воздушных сил. Раньше Беларусь ремонтировалась, да и вообще в военной сфере сотрудничала лишь с Россией. Мы тренируем их миротворцев, к нам приезжает учиться их спецназ». По его оценке, Беларусь старается выйти из-под влияния и зависимости от России, в том числе и в военной сфере.

Что предлагают делать военные?

Одно из предложений, обсуждаемое сейчас теми, кто делает оборонный обзор: признать высоким риск локального конфликта возле украинской границы.

«Будем значительно увеличивать финансирование Сил специальных операций – это основное, на что мы можем рассчитывать в случае войны в ближайшие годы», – говорит мне офицер из Министерства обороны. Он также агитирует за космическую разведку, позволившую бы своевременно увидеть подтягивания войск к границам Украины. В ближайшие пятнадцать лет мы вряд ли сможем запустить собственный военный спутник. Но есть вариант покупать информацию у других стран, располагающих спутниками.

Впрочем, это отдельные предложения отдельных военных. Для реанимации обороны нужна воля высших политиков. Они должны реально оценить угрозы. Нынешняя военная доктрина Украины, принятая еще в 2004-м году, вообще не предусматривает, что на нас может напасть другое государство. Надо разработать стратегию обороны. И на деле финансировать ее воплощение: давать деньги на восстановление Воздушных Сил, тех же Сил специальных операций, Сил быстрого реагирования.

Какие шансы, что это будет происходить? «Свідомо» вместе с Центром военной политики и политики безопасности детально изучило обещания 18-ти кандидатов в Президенты, касающиеся обороны. Следует заметить, что оборона – это сфера, где Президент Украины действительно играет ключевую роль. Из 31-го полномочия, отведенного ему Конституцией, девять напрямую касаются безопасности и обороны. Грубо говоря, треть президентского времени должна тратиться на Вооруженные Силы.

Как описывают свою будущую работу кандидаты?

Большинство обещает контрактную армию. Надо заметить, что Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко делают это уже во второй раз. Теперь премьер-министр снова пишет: «Армия станет профессиональной, сформированной на контрактных основах, срочный призыв в армию будет отменен». Отказаться от призывов планируют также Виктор Янукович, Сергей Тигипко, Анатолий Гриценко и Олег Тягныбок. Из них лишь лидер Партии регионов называет время перехода Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования – 2011 год. Другие конкретных дат избегают.
Также все стараются подчеркнуть, что они не будут затрагивать тему вступления в НАТО. Против однозначно высказывается Петр Симоненко. Гриценко не хочет вступления в любые военно-политические союзы в ближайшие пять лет. Ющенко задекларировал, что вместе с европейцами будет укреплять евроатлантическую систему коллективной безопасности, но и в его программе слов «НАТО» нет. На внеблоковом статусе Украины настаивают Янукович, Владимир Литвин, тот самый Симоненко и Александр Мороз. При этом и спикер Рады, и лидер коммунистов добавляют еще слово «нейтралитет», в чем с ними солидарна и Инна Богословская.

На самом деле тема НАТО сейчас – это просто бросание словами. Альянс не готов нас принять в ближайшее время. И вопрос сегодня стоит иначе: а что вместо НАТО, куда Украина двигалась много лет? Как гарантировать нам мирное небо, четко не объясняет ни один кандидат.

Словосочетание «военная доктрина» встречается лишь в программе Тигипко. Но как вопрос, а не как ответ! «Я немедленно начну разработку новой военной доктрины, исходя из угроз и реалий современного мира», – обещает в своей программе экс-банкир. При этом единственный упомянутый критерий Вооруженных Сил – они должны быть мобильными.
Богословская предлагает «киевскую инициативу», которая сформулирует новый мировой порядок. Не объясняя, каким он должен быть и почему к нам прислушаются другие.

Также ПОДНИМАЕТ вопрос, а не ДАЕТ ОТВЕТ Арсений Яценюк: «Никакие союзы не гарантируют нам безопасность без боеспособной современной армии. Ее необходимо снова спроектировать и построить».

Но у военных, как и у нас всех, сегодня нет других кандидатов. Поэтому те, кто обсуждает оборонный обзор, ждут завершения президентских выборов. И тогда уже предлагают формулировать идеи, как на эти угрозы отвечать. Об этом говорили все наши собеседники из Министерства обороны, Генштаба и Совета национальной безопасности и обороны.

Избиратели, задумывающиеся о таких угрозах, могут помочь военным. Как? Задавать кандидатам и их представителям вопросы об обороне, на которые сегодня нет ответов!

Анна Бабинец, бюро журналистских расследований «Свідомо» – для еженедельника «Семь дней», 3 декабря 2009 года

Loading

Для отримання юридичної допомоги
заповніть анкету

    П.І.Б.*

    Організація

    E-mail*

    Телефон

    Деталі звернення

    Яка юридична допомога вам потрібна? *

    Юридична консультаціяДопублікаційна експертизаПравовий захист у судіСкладання інформаційного запиту

    Завантажте документи/файли

    * - обов'язкові поля

    ×














    ×