10 ноября в пресс-центре медиа-холдинга «Главред» прошло заседание Пресс-клуба газеты «Известия в Украине» на котором состоялась презентация обновленного интернет-сайта издания www.izvestia.com.ua.
При этом тема мероприятия была заявлена довольно неожиданная – «Когда интернет уничтожит газеты?»
10 ноября в пресс-центре медиа-холдинга «Главред» прошло заседание Пресс-клуба газеты «Известия в Украине» на котором состоялась презентация обновленного интернет-сайта издания www.izvestia.com.ua.
При этом тема мероприятия была заявлена довольно неожиданная – «Когда интернет уничтожит газеты?» Был ли это намек на то, что новый сайт «сживет» со света собственно породившую его газету, так и осталось неясно. Отчасти, потому, что презентация была весьма скоромной и прошла в формате «прошу любить и жаловать», отчасти, из-за выбора участников, составивших в президиуме компанию главному редактору газеты «Известия в Украине» Янине Соколовской. Своими мыслями с аудиторией состоявшей, скорее всего, из журналистов нескольких изданий и телеканалов, поделились:
Вячеслав Пиховшек, тележурналист;
Андрей Куликов, телеведущий, журналист;
Виталий Портников, политический обозреватель;
Александра Коваль, президент Форума издателей;
Андрей Курков, писатель.
Заинтригованный темой, которая точно попадала в спектр интересов моего блога и моей колонки на «Телекритике», я напросился сам и из последнего ряда понаблюдал за происходившим.
Надо сказать, меня несколько удивил состав участников. Не вообще, а применительно к теме. С каждым в отдельности я бы поговорил с огромным удовольствием, и с не меньшим бы удовольствием, послушал. Но я не припоминаю чтобы кто-то из них проявлял ранее профессиональный интерес к вопросам влияния интернета на рынок медиа. Разве что Виталий Портников уже высказывался по поводу перспектив отечественной медиа-индустрии, вообще, и необоснованности претензий блоггеров на конкуренцию с журналистами, в частности.
Поэтому не стало неожиданным то, что большую часть времени выступления гостей касались темы лишь «по касательной», и эксперты быстро уходили в обсуждение более близких им, смежных, и не очень, проблем – от перспектив развития украинских библиотек до шансов на успех нынешней власти и влияния количества прочитанных президентом страны книг на скорость проведения реформ.
Воспользовавшись возникшей паузой после обмена мнениями между Виталием Портниковым и Вячеславом Пиховшеком, я со своего последнего ряда сделал попытку вернуть разговор, так сказать, в русло. Мне показалось, что было бы логично поговорить минут 5 собственно об угрозах, которые создают для печатной прессы развитие интернета и рост активности широкой публики в онлайне.
Экспромт
Собираясь на эту встречу, я рассчитывал послушать создателей сайта и его редакторов с тем, чтобы понять на что они делают ставку и как собираются бороться за лидерство с конкурентами, коих предостаточно. Тем более, что я обнаружил, к своему стыду, что я ни разу до этого на сайте Известий не был.
Однако, ничего этого сказано не было. Говорить что-то сам я не собирался. Поэтому мой короткий спич оказался чистым экспромтом и сводился к тому, что интернет сам по себе для прессы не опасен. Если онлайн решил бы ее убить, то ему пришлось бы стать в очередь, причем в конце. Пресса имеет гораздо больше шансов быть убитой более опытными киллерами – «псевдорыночной» экономикой и «негражданским» обществом.
Интернет, однако, радикально изменил всю медиа-среду и поэтому прессе придется к этой новой обстановке приспосабливаться. Если называть эти резкие перемены кризисами, то общеизвестно, что этих кризисов, как минимум, четыре. Об этом много писали такие эксперты как Василий Гатов и Андрей Мирошниченко.
Первый – кризис журналистики, как профессии. Журналистика существует до тех пор, пока существует доступ к ограниченному ресурсу медиа – газета, телеканал, радио. Интернет открыл всем возможность публиковать свой контент в сети, разрушив, таким образом, эксклюзивность журналистики.
Второй – кризис носителя. Бумага становится неэффективной и зависимой от множества внешних факторов, что ставит под сомнение всю традиционную бизнес-модель газеты как товара. Информация становится сервисом, а это принципиально иная бизнес-модель.
Третий кризис – кризис рекламы. Интернет меняет тут так много и так быстро, что весь рекламный бизнес вскоре изменится до неузнаваемости. Интернет меняет ценности и приоритеты, вытесняя старую рекламу, напоминающую попытку ответить на незаданные вопросы.
Ну и четвертый – кризис аудитории. Публика которую считали аудиторией, ею уже не является. Она сама формирует свою повестку дня, настроенную персонально и услуги редакций тут не всегда востребованы. Мы все теперь создаем контент, распространяем его, рекомендуем, обсуждаем, общаемся. Все это ново и непривычно традиционным медиа.
Мораль
В Украине едва ли присутствует профессиональная дискуссия на темы перспектив развития медиа. Если она и ведется, то не всегда это делается профессионально и на должном уровне. Тем не менее, в стране создаются сайты, издаются газеты и оборачиваются какие-то деньги, а значит, надо говорить о том, куда все это движется. Желательно с теми, кто занимается этими вопросами практически и не только в рамках противостояния «оригинальный контент – копипастинг».
Недаром Жванецкий советовал говорить о вкусе устриц с теми, кто их ел. «Пора к столу, вскипело!»