Story-Based Inquiry: A manual for investigative journalists
Автор: Марк Ли Хантер / Mark Lee Hunter
Данное пособие представляет собой руководство по основным методам и средствам проведения журналистских расследований, которое создавалось специально для того, чтобы восполнить пробел в профессиональной литературе. Большинство учебных пособий по расследованиям отводят много места вопросу о том, где найти информацию. Предполагается, что как только журналист найдет разыскиваемую информацию, он будет способен создать жизнеспособный материал.
Story-Based Inquiry: A manual for investigative journalists
Автор: Марк Ли Хантер / Mark Lee Hunter
Соавторы: Нильс Хансон / Nils Hanson
Ра на Саббах / Rana Sabbagh
Пиа Тордсен / Pia Thordsen
Люк Сенгерс / Luuk Sengers
Данное пособие представляет собой руководство по основным методам и средствам проведения журналистских расследований, которое создавалось специально для того, чтобы восполнить пробел в профессиональной литературе. Большинство учебных пособий по расследованиям отводят много места вопросу о том, где найти информацию. Предполагается, что как только журналист найдет разыскиваемую информацию, он будет способен создать жизнеспособный материал.
Мы не разделяем такого предположения. Мы не считаем, что основной вопрос состоит в том, чтобы найти информацию. Вместо этого мы полагаем, что основополагающая задача – рассказать историю.
В связи с этим главное методологическое новаторство данного учебного пособия состоит в следующем: мы используем истории как цемент, связывающий воедино каждый шаг процесса расследования, от формулировки концепции до исследования, написания текста, контроля качества и публикации материала. Мы называем этот подход исследованием, основанным на гипотезе, чтобы подчеркнуть, что история – это всего лишь гипотеза до тех пор, пока она не будет проверена.
Путем проверки достоверности или опровержения истории журналист может явственнее увидеть, какую информацию следует искать и как ее интерпретировать.
Редактор или издатель может с большей легкостью оценить возможность осуществления расследовательского проекта, а также связанные с ним затраты, ожидаемые выгоды и прогресс в его реализации.
В ходе расследования журналист или команда репортеров будут организовывать свои материалы с точки зрения композиции и составлять отдельные части окончательного варианта материала. Это, в свою очередь, будет содействовать контролю качества и позволит более четко уяснить, соответствует ли материал правовым и этическим критериям. В конце концов результатом станет история, которую можно свести к нескольким бескомпромиссным предложениям – работа запоминающаяся и достойная того, чтобы ее продвигать.
Мы не утверждаем, что являемся изобретателями исследования, основанного на гипотезе. Аналогичные методы используются в бизнес- консультировании, общественных науках и в полицейской работе. Единственное, что мы сделали – это проследили, как эти методы могут быть применимы в журналистике в целом, а также для достижения целей журналистского расследования – преобразовать мир, являющийся источником бессмысленных, ненужных страданий, или напротив – игнорирующий доступные решения своих проблем.
Процесс этот был долгим, и в нем участвовал целый коллектив авторов. Катализаторами стали Рана Саббах и Пиа Тордсен, представившие замысел и разработавшие в основных чертах идею учебного пособия по основным расследовательским процессам, а затем обратившиеся ко мне с предложением поучаствовать. Для меня это был самый благоприятный период, ознаменованный также продолжением ранее начатой работы, в частности, докторской диссертации, посвященной сравнению методов расследования, практикуемых во Франции и Америке, под руководством Фрэнсиса Балле (Francis Balle). Это в свою очередь позволило получить должность во Французском институте прессы Парижского университета Пантеон-Асса (Universite de Paris/ Pantheon-Assas), где на протяжении последних десяти лет я пользуюсь счастливой возможностью находиться в обществе как великодушных и преданных своему делу коллег, так и полных энтузиазма студентов- магистров. Обе группы позволили мне апробировать многие из методов, изложенных в данном учебном пособии, в масштабе, выходящем за рамки деятельности отдельно взятого журналиста.
В 2001 году у меня начался, как я полагал сначала, академический отпуск в INSEAD, международной школе бизнеса. Временная научная должность переросла в работу преподавателем на внештатной основе, но самое главное – позволила мне работать бок о бок и перенимать опыт и глубокое знание предмета таких коллег, как Ив До (Yves Doz), Людо ван дер Хайден (Ludo van der Hayden), Кевин Кайзер (Kevin Kaiser) и других. Они оказали косвенное и одновременно сильное влияние на это пособие. Эти ученые заставили меня более отвлеченно задуматься о практиках, применяемых в сфере масс-медиа, и рассмотреть, каким образом можно усовершенствовать процессы для выхода на более высокий уровень, в том числе в журналистике.
Как и мои соавторы, я одновременно занимался практическими журналистскими расследованиями. Кроме того, запуск в том же 2001 году Глобальной сети журналистов-расследователей (Global Investigative Journalism Network), основателями которой выступило большинство из нас, наряду с движущей силой в лице Нильса Мульвада (Nils Mulvad) из Датского института компьютерных технологий в журналистике (Danish Institute for Computer-Assisted Reporting) и Брэнта Хьюстона (Brant Houston) из Ассоциации журналистов-расследователей и редакторов США (Investigative Reporters and Editors), повлек за собой создание исключительного в своем роде форума для обмена передовыми практиками. В частности, выяснилось, что изучением исследования, основанного на гипотезе, занимаются одновременно в нескольких странах независимо друг от друга – безошибочное свидетельство масштабности явления.
Данное учебное пособие создавалось при непосредственном участии Сети, не в последнюю очередь благодаря тому, что именно в Сети мы нашли своих авторов. Главный соавтор пособия, Нильс Хансон (Швеция), преподавал в Сети с момента ее основания. Его имя фигурирует первым в подзаголовке каждой главы, в разработке которой он брал на себя ведущую роль. Люк Сенгерс (Голландия) обнаружил, что метод исследования, основанного на гипотезе, может быть применим в управлении проектами. Флеминг Свит (Flemming Svith, Дания) разработал простые и функциональные компьютерные средства организации расследований. Дрю Салливан (Drew Sullivan), американец, живущий и работающий на Балканах, кодифицировал практику расследований в сфере организованной преступности, которая может быть применена во многих других ситуациях. И, вероятно, самое главное состоит в том, что положительный отклик и критика со стороны участников конференций Сети, проходящих раз в два года, подтвердили наличие потребности и запроса на материалы данного учебного пособия.
Процесс коллективной работы был в значительной степени подкреплен созданием Лондонского центра расследовательской журналистики (Centre for Investigative Journalism of London) и его ежегодной Летней школы. На протяжении нескольких лет основатель центра Гэвин МакФадйен (Gavin McFadyen) и его команда предоставляли нам возможность познакомиться с новыми методами обучения составлению композиции материалов. И, наконец, семинары Организации арабских журналистов-расследователей ARIJ (Arab Reporters for Investigative Journalism), проводимые в арабских странах, дали нам возможность в транскультурном контексте провести практическую презентацию идей, изложенных в данной книге, по мере ее создания. Этот проект, как и собственно ARIJ, был профинансирован организацией «Международная поддержка СМИ» (International Media Support) и Парламентом Дании.
Расследовательская журналистика – это и профессия, и набор определенных навыков и умений. Кроме того, это – семья. Я вырос в этой семье и сам стал свидетелем ее роста. Этот учебник – это ваша дверь, ведущая в эту семью. Мы призываем вас стать одним из ее членов, которым мы сможем гордиться и восхищаться – за ваш профессионализм, приверженность этическим принципам и самоотдачу.