С тех пор как появился и набрал популярность Интернет, рассуждения о скорой кончине печатных СМИ не прекращаются ни на секунду. Раньше “убийцу” газет и журналов уже видели – в радио в первой половине XX века и в телевидении – во второй. Как и тогда, газеты и журналы как будто не замечают никаких пессимистических прогнозов – хотя тиражи действительно снижаются, а посещаемость веб-страниц, кажется, растет. Есть ли смысл в таких, чаще всего идущих из самой Сети, предсказаниях?
С тех пор как появился и набрал популярность Интернет, рассуждения о скорой кончине печатных СМИ не прекращаются ни на секунду. Раньше “убийцу” газет и журналов уже видели – в радио в первой половине XX века и в телевидении – во второй. Как и тогда, газеты и журналы как будто не замечают никаких пессимистических прогнозов – хотя тиражи действительно снижаются, а посещаемость веб-страниц, кажется, растет. Есть ли смысл в таких, чаще всего идущих из самой Сети, предсказаниях?
Если исходить из того, как сегодня финансируются рекламные кампании – да, есть. Например, только в первом полугодии 2010 года компания Procter & Gamble потратила на медийную рекламу в Рунете 220 миллионов рублей, что в четыре раза больше, чем за тот же период в 2009-м. И, кстати, равно почти 20% их телевизионного бюджета. Примерно такое же соотношение наблюдается в целом: в рекламу на ТВ было вложено около 56 миллиардов рублей, в Интернет, считая контекстную рекламу, – свыше 11 миллиардов рублей (рост на треть). Практически все ежедневные новостные издания ушли в Интернет, любой журнал имеет собственную онлайновую версию, причем зачастую более популярную, чем печатный вариант, иногда – многократно. Это касается и “серьезного чтения”, и развлекательной прессы.
Однако сегодня наблюдается и другое явление, которое удивляет многих наблюдателей – существующие форматы Интернет-прессы и рекламы далеко не всегда адекватны предъявляемым к ним требованиям. Занимая 50% американского трафика в 2000 году, сегодня веб “сжался” до 23%. Это столько же, сколько P2P сети, и в два с лишним раза меньше чем видео. Люди все меньше читают в Интернете, все больше смотрят ролики и обмениваются файлами. Наконец, медийная реклама также потерпела крах. Об этом недвусмысленно свидетельствует статистика, приводимая в специальном номере журнала “Эксперт”, посвященном Интернету. Баннер в сети вызывает раздражение у 88% пользователей, платные ссылки – у 69%. В то же время газеты и журналы размещают рекламу, устраивающую 73% своих читателей, – больше, чем в любом другом виде медиа .
Посетитель Интернета должен получать то, что ему интересно, и если печать вызывает у него большее доверие, следует учитывать это. Если журнальный формат чисто психологически больше подходит людям – приятно держать его в руках, охватывать взглядом грамотно размещенные блоки текста и иллюстрации, перелистывать страницы – нужно пользоваться им.
Представители IT-индустрии прекрасно осведомлены о достоинствах бумажных журналов. Об устройствах с тачскрином, позволяющих листать файл, как книгу, и о планшетах – том же iPad – не слышал только человек, вовсе не знакомый с Интернетом и современной цифровой техникой. Журналы удобнее всего конвертировать не в сетевые порталы, но в приложения – об этом пишет и Крис Андерсен из Wired, и Джим Уэльс из Wikimedia Foundation.
Готовой, а главное, работающей концепцией развития журналов-приложений, основанных на Flash и родственных ему технологиях, обладают немногие. Тем выгоднее смотрится компания Ceros (Великобритания), разработавшая платформу для подобных публикаций еще в 2006 году и с тех пор не дающая ей морально устареть. На платформе Ceros создаются журналы в виде скачиваемых или просматриваемых в Сети приложений – почти не отличимые от печатных изданий. За исключением одной маленькой детали: на страницах этих журналов может быть размещен не только обычный текст, не только статичные изображения, но и видеоролики, анимация, функциональные меню, весь контент, который позволяет сделать Flash. В числе клиентов Ceros – IKEA, Sony, Nokia, BBC, HP, Cadbury, и так далее.
Пока что все новые и новые игроки присматриваются к платформам с интерактивными медиа. Не так давно – только в этом году – в России появился первый стартап, полностью основанный на технологи Ceros – это издательский дом iZine, в названии которого угадывается “Internet magazine”. Несмотря на возраст, iZine успел запустить несколько журналов в новом формате, в диапазоне от компьютерной техники до модной жизни. “Оживший глянец”, как часто называют теперь такой формат журналов, действительно выглядит живым.
Пионер и нынешний лидер рынка сетевых журналов, компания Zinio идет по другому пути. Она выводит в онлайн уже существующие журналы, заключая в привлекательную оболочку их точные копии, причем за деньги. Настолько же перспективным выглядит проект по переносу отечественных глянцевых журналов на планшеты – разумеется, производства Apple – без существенного изменения их контента. Вряд ли это можно назвать “ожившим глянцем” – как показывает опыт первых планшетных или даже просто рассчитанных на онлайн распространение журналов, механический перенос на новый носитель оставляет его “мертвым”.
Наконец, остаются случаи, когда не реальный формат пытаются перенести в онлайн, а сетевые технологии – вывести на бумагу. Теоретически можно впечатать набор дешевых микросхем с парой чипов и небольшим дисплеем в журнальную страницу и попытаться таким образом встроить “тяжелый контент” в бумажное издание. Эффективность такого способа заведомо равна нулю.
Очевидно, что назрела необходимость обсудить на профессиональном уровне перспективы, которые в ближашем будущем ожидают современные СМИ. Сейчас ясно одно: рынок Интернет рекламы нуждается в качественном скачке в представлении информации. Чтобы понять, как это сделать при полном использовании имеющихся технологий и их синтеза, в рамках проходящей в конце октября на ВВЦ выставки “Softool” соберутся специалисты в области Интернета, медиа-бизнеса, интерактивных технологий.
В один из выставочных дней состоится круглый стол под названием: “Будущее СМИ в свете развития интерактивных Интернет технологий”. Эксперты, обсудив перспективы формирования цивилизованного рынка рекламы в интерактивных СМИ; стимулирования инноваций; Интернет технологии, оказывающие наибольшее влияние на СМИ и понятие интерактивности в Интернете, постараются заглянуть в будущее индустрии средств массовой информации. Круглый стол состоится в Малом конференц-зале 26 октября, начало в 15.00.
vesti.ru