Автор: Валентина САМАР (Крым). «Зеркало недели», № 46 (725) 6-12 декабря 2008
Те, кто побывал этим летом в Ливадийском дворце, не могли не заметить, что рядом со входом на его территорию, всего в полутора сотнях метров от Большого дворца, по улице Батурина появился забор, за которым активно ведется крупная стройка.
Автор: Валентина САМАР (Крым). «Зеркало недели», № 46 (725) 6-12 декабря 2008
Те, кто побывал этим летом в Ливадийском дворце, не могли не заметить, что рядом со входом на его территорию, всего в полутора сотнях метров от Большого дворца, по улице Батурина появился забор, за которым активно ведется крупная стройка. Рекламный баннер сообщает, что строится жилищный комплекс «Император». А если зайти на сайт www.imperator.net.ua , то можно и представить, как он будет выглядеть. Судя по документам и картинке на сайте, жилищный комплекс «Император» будет иметь не менее восьми этажей: цокольный этаж (с паркингом), пять жилых, технический, на крыше – котельная и два бассейна.
ООО «АТ Реалти» (г. Днепропетровск), ведущее данное строительство, позаботилось о том, чтобы будущие покупатели апартаментов с видом на Ливадийский дворец и посетители сайта получили максимум информации о строительстве и удостоверились в его законности, могли следить за этапами и, благодаря виртуальному ролику, приблизиться к будущему. Главная фишка рекламы – конечно же, непосредственная близость к Ливадийскому дворцу, а в качестве инфраструктуры указан соседний санаторий «Ливадия». «Одно навевает грусть – апартаментов мало. Всего 44», – зазывает покупателей застройщик.
Увы, историкам и общественности навевает грусть другое обстоятельство: коммерческая застройка Южнобережья вплотную подошла даже к памятнику национального значения, которым является Ливадийский дворец-музей. В августе этого года председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, академик НАН Украины Петр Толочко обратился к президенту Украины с просьбой остановить строительство, которое, по его мнению, грубо нарушает законодательство по охране культурного наследия и может нанести невосполнимый ущерб Ливадийскому дворцу. Генпрокуратура назначила проверку, которую непосредственно проводила прокуратура Ялты. «Проект прошел все экспертизы и согласования, к документам претензий нет», – сообщил прокурор Ялты Ростислав Процик.
В данном случае согласование Госслужбы – строительство в зоне исторического ареала, в непосредственной близости от памятника национального значения – является ключевым. Однако наше знакомство с этим документом вызвало массу вопросов. Письмо-согласование (гиперссылка) подписано председателем Госслужбы по вопросам национального культурного наследия Николаем Кучеруком 28 марта 2008 г. Госслужба согласовывает проект строительства многоэтажного жилого дома фирме «АТ Реалти». И предлагает «при дальнейшем отрабатывании проектной документации учесть имеющуюся возможность, исходя из нормативных требований относительно высотных размеров этажных помещений, предусмотреть общую высоту строения и ее размеры с учетом доминирующего восприятия существующих памятников и природного ландшафта». Получается, г-н Кучерук согласовал проект, в который еще необходимо вносить изменения, тем более – по высотности здания? Тогда как понимать последнюю фразу документа: «С учетом принятия указанного, дальнейших согласований не требуется»?
Читаем документ вместе с прокурором Ялты. У него тоже есть большие сомнения: во время проверки даже была версия о том, что письмо подделано. И сотрудники прокуратуры справлялись в Госслужбе, но им подтвердили: согласование «АТ Реалти» действительно давалось. «Я считаю, что вывод должен быть категоричным, а проект – завершенным, – говорит Р.Процик. – В данном же случае выходит, что эта фирма вправе после согласования еще вносить какие-то коррективы, в том числе по высотности, на свое усмотрение. Тем более что последняя фраза означает, по сути: делайте что хотите, но обратите внимание, что там Ливадийский дворец, и как-то нехорошо будет, если он после этого потеряет свой исторический вид».
В результате прокуратура Ялты продолжила проверку законности строительства «Императора». Если закон и процедура получения согласования Госслужбы нарушены, говорит Ростислав Процик, «мы будем инициировать вопрос через прокуратуру АРК, чтобы Генпрокуратурой был внесен протест». Попробуем проделать этот путь быстрее. Мы нашли возможность сравнить аналогичные согласования по строительству в зоне исторического ареала в Большой Ялте, также подписанные Н.Кучеруком в прошлом и этом году. В них практически полностью совпадают некоторые абзацы. Везде есть ссылка на нормативные акты и указано требование – земельные работы проводить под надзором археологов. Это означает, что для подобных согласований существует определенная ведомственная форма. В тексте согласования проекта «АТ Реалти» эти общие моменты отсутствуют.
Следующий момент. Во всех имеющихся у нас подобных согласованиях Госслужбы, кроме «АТ Реалти», есть ссылка на положительные выводы по данным вопросам Рескомитета по охране культурного наследия АР Крым. Оказывается, есть такая практика.
«Понятно, что в Киеве очень трудно определить, где находится конкретный участок, они просто не могут оттуда видеть, – объясняет зампредседателя Рескомитета по охране культурного наследия АРК Вячеслав Зарубин. – Поэтому нам делегированы полномочия определять, делать выводы по согласованию или отказу на строительные работы либо на отведение земельных участков. В ситуации с объектом «Император» эта практика была нарушена: через наш комитет не проходило ни предварительных согласований, ни первичных документов у нас никто не спрашивал».
Для строительства в зоне исторического ареала законодательство требует наличия историко-градостроительного обоснования. Однако в прокуратуре Ялты, которая вела проверку, его не видели – положились на устное подтверждение архитектора города. Не известно о нем и в рескомитете, говорит Вячеслав Зарубин.
Конечно, ответы на все возникшие вопросы может дать Николай Кучерук, однако он на них не ответил. Более недели назад «ЗН» отправило факсом (так попросила секретарь приемной) просьбу об интервью. Просьба была продублирована в прошлом номере еженедельника. Однако ответа не последовало. Неделю спустя, позвонив в приемную, мы уже конкретно указали, какой документ, подписанный Н.Кучеруком, требует его пояснений. Увы, к концу дня нам сообщили, что председатель поручил дать ответ своему заместителю Якову Дихтярю. Мы особо подчеркнули, что Яков Яковлевич не может в данном случае отвечать за действия своего начальника. Было обещано передать. В пятницу телефоны приемной вообще не отвечали.
Якова Дихтяра удалось найти по мобильному телефону. Он был достаточно откровенен, что, надеемся, никак не скажется на его служебной карьере.
«О том, что проект данного строительства согласован с Госслужбой, я впервые узнал из Интернета, когда увидел сайт «Императора». Дело в том, что данный вопрос у нас долго дебатировался, – рассказывает Я.Дихтяр. – Я был против согласования. Мои аргументы – строительство будет вестись чересчур близко от Большого дворца, и это будет слишком большой объект. По высотности здания – в этой зоне возможно максимум три этажа, в крайнем случае – три с мансардной крышей. Но никак не семь – восемь. И не таких объемов. Я изложил свои возражения по этому проекту председателю Госслужбы и, как мне показалось, он с ними согласился. А потом узнал, что согласование вроде бы есть».
Мы ознакомили Якова Яковлевича с текстом согласования, подписанным Н.Кучеруком. «Немного странно, – отреагировал первый зампредседателя Госслужбы. – Я с таким текстом встречаюсь впервые. Практика такова. Если к проекту нет замечаний Госслужбы, на нем просто ставится штамп «согласовано», номер и дата. Если есть замечания или рекомендации, тогда председателем подписывается документ, в котором они перечислены. И не может быть такого, чтобы после того, как в проект вносились изменения, тем более по высотности, он не требовал последующего согласования! Странный текст». Яков Дихтяр подтвердил, что для таких документов «есть определенная форма» и данное согласование ей не отвечает.
Историко-градостроительное обоснование проекта Я.Дихтяр тоже не видел – в его распоряжении была «только титульная страница, с согласованием, которое давалось ранее», потому о том, что записано в его выводах относительно ограничений по высотности, сказать не может.
«В ареале такая вещь по определению находиться не может, – считает Вячеслав Зарубин. – Если там было историко-градостроительное обоснование, очень интересно, кто его подписал. Это просто будет сенсацией, если какая-то из крупных фирм, работающих в этой сфере, памятникоохранных организаций либо структур проектировочных рискнет такой документ подписать. По меньшей мере, можно просто гнать с работы за этот проект, который мы видим на картинке».
Если отследить процесс строительства, начиная с момента получения земельных участков, обнаруживается не меньше интересных вещей. Разрешение исполкома Ливадийского поссовета на строительство многоэтажного дома фирма «АТ Реалти» получила почти на месяц раньше, нежели сессия того же совета утвердила проект землеустройства с изменением целевого назначения участков передала их в собственность. Что, несомненно, говорит прокурор Ялты, является нарушением закона.
Далее. Данное решение сессия приняла 26 декабря 2007 года. И этим же днем датирован госакт о праве собственности на участок земли по улице Батурина, 44а. Это, конечно, законно, но абсолютно нереально в нашей стране. Кого же удостоил Ливадийский голова такой мгновенности в исполнении решения сессии? Кому принадлежит фирма «АТ Реалти»? Астион. Эта фамилия встречается во всех учредительных документах фирм, которые так или иначе связаны со строительством рядом с Ливадийским дворцом. Фамилия редкая. И среди публичных лиц Украины известен только один – Николай Васильевич Астион, генерал милиции, бывший начальник киевского УБОПа, попавший на страницы СМИ в связи со скандалами по «делу оборотней» и делу Гонгадзе. В 2002 году генерала Астиона перевели в Ялту на скромную должность начальника милиции города, но полгода спустя он уже был замначальника криминальной разведки МВД Пукача. Причем заместителем по вопросам капстроительства. Сейчас генерал Н. Астион возглавляет налоговую милицию в Запорожье.
Однако к «АТ Реалти» Николай Астион не имеет прямого отношения. Потому что в соучредителях фирмы на заре этого проекта значится Астион Василий Николаевич. Разве что изначально, в 2004-м, участок земли на улице Батурина принадлежал Николаю Астиону, но затем он его подарил сыну. Сейчас В. Астион – директор ООО «Биларт», которое осуществляет продажу апартаментов «Императора», а в «АТ Реалти» теперь в учредителях два юридических лица. Так утверждает сам Василий Астион, согласившийся ответить на вопросы «ЗН».
Но на главный вопрос ответа мы так и не услышали: кто и когда разрабатывал историко-градостроительное обоснование проекта и каковы его выводы? Василий Николаевич отказался назвать организацию, посчитав своим правом не называть тех, с кем он работает, сообщил лишь, что это «государственный научно-исследовательский и проектный институт, имеющий необходимую лицензию».
Узнать, какова же будет реальная высота «Императора», тоже оказалось делом сложным. Документация у специалистов, которые работают в Крыму, а сам он – в Днепропетровске, объяснил В.Астион. По его словам, историко-градостроительным обоснованием вводится ограничение по высотности этажа – 3,30 метра, и эти нормы соблюдаются. Жилых этажей будет пять. Также допускается наличие технического и цокольного этажей. Но их считать в общую высотность здания Василий Николаевич не рекомендует.
Надеюсь, компетентность замминистра строительства и архитектуры АРК Степана Лапычака сомнений не вызовет: «Какая разница памятнику – что это за этажи, жилые или технические? Ограничения по строительству в зоне ареала вводятся по высотности, т.е. в метрах, а не только по количеству этажей. Но и здесь уточним: цокольный и технический – это тоже этажи плюс пять жилых, итого – семь».
Добавлю, что на крыше кроме двух бассейнов расположена котельная, а это, как видно из рекламного ролика, также создает дополнительную высотность здания. Впрочем, все написано в заключении комплексной госэкспертизы проекта, выполненной службой «Укринвестэкспертиза» в АРК . В таблице технических показателей, в графе «этажность» записано: цокольный+5+технический этаж+крышная котельная. Итого – восемь. А руководители рескомитета по охране культурного наследия и зампредседателя Госслужбы четко говорят: в этом месте высотность не должна превышать два-три этажа.
Надеемся, мы привели достаточно доказательств того, что правоохранительным органам есть над чем поработать. И не только им. Назовем одну из главных причину того, что подобные проекты возможны. Кроме коррупции – она на первом месте. До сих пор у Ливадийского дворца-музея, по сути, нет своей территории. Не отведена зона охраны и нет зоны регулирования застройки. Все это будет возможно, когда у комплекса будет один хозяин, а не три (парк – в ведении Минприроды, часть объектов – у профсоюзного санатория «Ливадия»), а местные власти утвердят границы ареала. И слово, конечно, за президентом. Если Ливадийский дворец-музей, как и Алупкинский, станет комплексом-заповедником, других императоров, кроме теней и духов, ушедших в мир иной, здесь не появится.
Автор: Валентина САМАР (Крым). «Зеркало недели», № 46 (725) 6-12 декабря 2008
http://www.zn.ua/1000/1550/64920/