В интервью ksta.de профессор журналистики Клаудиа Маст (Klaudia Mast) рассуждает о будущих требованиях к журналистике и ее шансах на выживание в условиях падающих тиражей и доходов от рекламы.
В интервью ksta.de профессор журналистики Клаудиа Маст (Klaudia Mast) рассуждает о будущих требованиях к журналистике и ее шансах на выживание в условиях падающих тиражей и доходов от рекламы.
– Главные редакторы ежедневных газет оптимисты или пессимисты?
– Для выполнения поставленных задач от них требуется уверенность, даже если условия работы становятся все тяжелее. Они хотят сделать редакции более квалифицированными, чтобы привлечь читателей и предложить им мультимедийный и кроссмедийный контент – по всем возможным каналам. Большинство считают упаднические настроения о вымирании газет чепухой и чушью, тем более что такой пессимизм очень мало помогает ежедневной мотивации редакций. Только 26% опрошенных главных редакторов (Германии – Прим.ред) полагают, что в ближайшие 10-20 лет основная часть печатных газет перестанет издаваться, а явное большинство ( 47%) уверенно смотрит в будущее печатных СМИ и не верит в их кончину.
– Вы согласны с последним мнением?
-Да. Но газетам необходимо существенно измениться, чтобы идти в ногу с цифровыми технологиями и интернетом. Ключевой пункт успешной концепции издания это его читатели, их интересы и потребности, интересные темы, которые газеты должны поставлять ежедневно. У людей совсем другие потребности по сравнению с теми, которые существовали 10-20 лет тому назад. Газеты должны стать медиаориентирами, удобными, понятными, помогающими читателям принимать решения.
– Какие стратегии реализуют главные редакторы?
– С одной стороны журналистика направлена на читателей как граждан или как на людей, принимающих решения. Она претендует на то, чтобы анализировать процессы принятия решений: кто, когда и почему оказывает влияние на этот процесс, какую роль при этом играет и какова ее подоплека. Она хочет обращаться к читателям, которые интересуются политикой и экономикой как ключевыми факторами, влияющими на жизнь общества. И не только результатами политических решений, но и методами и способами, как и почему они были осуществлены. С другой стороны газеты хотят предлагать читателям сервисы и обращаться к ним преимущественно как к потребителям, которые интересуются результатами политического и экономического события и, прежде всего, его последствиями лично для себя, а не тем, как и почему они произошли. Газеты должны предлагать скорую помощь читателям. Вопрос в том, хочет ли сам читатель быть потребителем или нет.
– В какой мере работа в интернете и необходимость сокращения затрат изменила работу редакций?
– Границы компетенций сотрудников редакций становятся подвижными и очень легко смещаются, ньюсрумы стали новыми формами взаимодействия и управления, объем работы и напряжение выросли очень сильно и прежняя достаточно рутинная деятельность в редакциях ушла в прошлое. Добавьте сюда интернет с постоянно растущимим потоками информации и ускорение самого технологического процесса. Журналистика становится все более требовательной, но при этом и напряженной и даже стрессовой.
– Разделение между выпускающими редакторами , которые не выходят из зданий, и журналистами, которые концентрируются, прежде всего, на расследованиях и написаниях текстов увеличится в будущем?
– Это уже намечается, если мы приглядимся к трехклассовой журналистике (звезды, профессионалы и прекариат (от слова пролетариат) – при.ред): издатели и авторы в редакциях – и не стоит забывать – масса внештатников, которые звонят и предлагают редакциям темы. Штатные редакции становятся все малочисленней и все больше передают заказов журналистам-фрилансерам и журналистским бюро. Это так же меняет суть профессии, как существующая специализация внутри редакций в зависимости от поставленных задач.
– Экономическая журналистика считалась и считается в некоторых редакциях не модной. Однако теперь экономические темы – многомиллиардные слияния, банкротство крупных брендов и мировой кризис – выносятся на первые полосы газет.
– Имидж экономических журналистов и редакторов сильно изменился. Их самосознание и репутация существенно окрепли. Ситуации, когда тема готовится по экономике, а потом ее надо отдать в отдел политики, происходят все реже. Ньюсрумы и новый режим работы в редакциях заставляют журналистов заранее сотрудничать целыми отделами при подготовке тем. С нашей точки зрения именно в таком сотрудничестве заложен большой потенциал журналистики.
– Разделение между отделами политики и экономики в редакциях имеет смысл?
– Тематическая специализация у профессиональных редакторов была и останется. Профессиональные знания в какой-либо области и богатая сеть контактов и информаторов являются необходимыми условиями для развития классной журналистики. При этом нельзя переплетать разные направления в редакции, чтобы они работали над одной темой, иначе все в нее упрется. Это требование современной редакции.
– Главные редакторы сегодня – это кризис-менеджеры, управленцы которых не хватает на рынке или журналисты?
– Все сразу и даже больше: стратеги, планирующие и запускающие свои медиа, ведущие, которые руководят читательской активностью и коммуникаторы, выступающие на ТВ-шоу.
Интервью взяла Ульрика Симон (Ulrike Simon)
Источник: Media-Day.ru