Владислав Толстов, журналист (Красноярск)
Поскольку я уже давно собираю советские фильмы про журналистов (их у меня почти полсотни), решил составить список 12 самых заслуживающих.
Владислав Толстов, журналист (Красноярск)
Мой недавний пост про пятерку лучших фильмов о телевидении опубликовали коллеги на сайте Media-day.ru. И попросили составить заодно список отечественных фильмов про журналистов. Поскольку я уже давно собираю советские фильмы про журналистов (их у меня почти полсотни), решил составить список 12 самых заслуживающих. Хотя в советское время про журналистов снимали какую-то хрень чаще всего. Ладно там цензоров не показывают, без которых ни одна газета в советское время не могла выйти, но чтобы ни в одном фильме не показать, как бухали журналисты в редакции – куда это годится! Ну в общем, смотрите — 12 фильмов о журналистах, 12 ножей в спину любимой профессии.
«Ваша знакомая» (другое название – «Журналистка»), 1927 г., режиссер Лев Кулешов.
Я его очень давно видел, и только вторую часть. Немое кино эпохи угара НЭПа. О том, как комсомолка, красавица и журналистка влюбилась в ответственного бюрократа, а тот оказался подлецом и добился, чтобы девушку уволили из редакции. И только ее коллега, скромный выпускающий редактор, восстановил справедливость.Кажется, «Ваша знакомая» – первое появление на экране представителя прессы в главной роли. Да еще в исполнении звезды сов.кино 20-х Александры Хохловой.
«Черт с портфелем», 1966, режиссер Владимир Герасимов
Принципиальный фельетонист областной газеты приходит на рынок и видит, что там картошка из одного колхоза гнилая, а из другого — как в американском супермаркете. И пишет фельетон. По ходу дела в него влюбляется продавщица с рынка (Надежда Румянцева), за которой ухаживает хулиган и стиляга с прической «битлз» (кажется, первая роль Савелия Крамарова). Самого фельетониста играет Николай Волков-младший, а его редактора — Лев Дуров, который получился неплохим редактором. Особенно где он объясняет, почему не хочет ставить фельетон: «Ты опорочил, может быть, хороших людей, которые тебе известны. Ах, ты их еще и не знаешь? Значит, ты опорочил хороших и неизвестных тебе людей». Жизненно.
«Журналист», 1967, режиссер Сергей Герасимов
Ну, это классика. Потому что я от нескольких старших товарищей слышал, что они решили стать журналистами именно посмотрев этот фильм. Хотя сегодня это смотрится, конечно, слишком наивно: молодой журналист из Москвы едет в провинциальный промышленный город разбираться с письмами, которые пишет какая-то Аникина. Попутно влюбляет в себя ее соседку, странную девушку, потом едет в Париж, а когда возвращается, гордая девушка дает ему отлуп. Мало про журналистику, больше про Париж и любовь. Редактора городской газеты играет молодой Никоненко, его секретаршу — Теличкина, самого «собственного корреспондента» – Юрий Васильев, который через десять лет появится на экране в роли негодяя Рудольфа-Родиона в «Москва слезам не верит». Кстати, там он тоже будет журналистом, только телевизионщиком. Везет же человеку на роли разбивателей сердец с дипломом журфака в кармане.
«Держись за облака», 1971, режиссер Борис Григорьев
Слабое кино, «революционная тематика». В 1919 году в Москву на поиски инструктора для подготовки летчиков приезжает журналист, уполномоченный Венгерской республики. Он находит бывшего царского пилота и уговаривает его помочь молодой республике. Потом они летят в Будапешт, не зная, что республика уже пала. В роли помощницы журналиста Милли Виллерфорд Светлана Светличная — роковая блондинка из «Бриллиантовой руки».
«На углу Арбата и улицы Бурбулинас», 1972, режиссер Манос Захариас
Московская журналистка Ксения знакомится с греческим режиссером-коммунистом, который снимает антифашистское кино. Они гуляют и все мечтают, что когда-нибудь встретятся на углу Арбата, где находится ее редакция, и улицы Бурбулинас в Афинах, где базируется его партячейка. Потом он улетает в Грецию и его там арестовывают «черные полковники». Жуткий, непередаваемый трэш с Людмилой Чурсиной в главной роли и музыкой Альфреда Шнитке.
«Всмотритесь в это лицо», 1972, режиссер Юрий Мастрюгин.
Можно сказать, что это единственный в советском кино фильм, посвященный жанру журналистского расследования. Два пацана находят в газете фотографию мужика, которого принимают за опасного преступника и начинают копать, что к чему. Разумеется, оказывается, что мужик никакой не преступник — а иначе в советском фильме, да еще детском, и не бывает. Но зато показано, как журналист способен осложнить жизнь человеку, даже если этот «журналист» – обычный пацан.
«Четвертый», 1974, режиссер Александр Столпер.
Экранизация пьесы Константина Симонова об американском журналисте, который раскрывает планы поджигателей войны. Следует посмотреть, чтобы понять, как в советском кино представляли работу американской прессы. Главного разоблачителя играет Владимир Высоцкий. Слабая пьеса, слабый фильм. И Высоцкий тут явно не в лучше своей роли. Даже непонятно, почему решили, что Высоцкий с его физиономией — вылитый американский журналист?
«Встреча в конце зимы», 1978, режиссер Иосиф Шульман.
Она — ответственный секретарь партийной областной газеты, конь в юбке, баба с яйцами. Все дрожат при ее приближении, а она всех строит по росту и мимоходом откусывает головы тем журналистам, которые не сдали заметку в срок (одного из них, кстати, играет «Шурин» Демьяненко). Но потом приезжает ее друг, вместе воевали, с честным лицом Петра Вельяминова. И возникает у них целомудренная, партийная, очень положительная любовь. Фильм снят на студии «Беларусьфильм», а главную героиню играет Лариса Лужина.
«Несколько интервью по личным вопросам», 1978, режиссер Лана Гогоберидзе
На мой взгляд, главный советский фильм о журналистике. О том, как у успешной журналистки из-за чрезмерной увлеченности работой чуть не накрылась медным тазом личная жизнь. В главной роли Софико Чиаурелли.
«Ради нескольких строчек», 1985, режиссер Александр Рогожкин
Еще один дикий трэш. На этот раз про военных корреспондентов. Великая Отечественная, наши наступают. В грузовик, который везет шрифт для типографии дивизионной газеты, попадает снаряд. И сотрудники газеты под огнем противника ползают, собирают шрифт, чтобы в срок выпустить очередной номер. Многие погибают. До сих пор не верю, что я видел это, и что это было снято всерьез. В главной роли — Никита Михайловский, Ромка из «Вам и не снилось».
«Случай из газетной практики», 1986, режиссер Николай Литус
Тоже вполне себе залипуха, на модную тогда тему перестройки. Прогрессивный журналист борется с ретроградами в институте гуманитарных проблем. Директора института, жутковатую бабу играет Вера Заклунная, звезда советского партийного кино, журналиста — Александр Мартынов, майор Миронов из «Военно-полевого романа». А тут его единственная за всю карьеру главная роль. К концу фильма он так достает своей правильностью и картонной прогрессивностью, что хочется его милосердно задушить во имя светлых идеалов перестройки.
«Человек, который брал интервью», 1987, режиссер Юрий Марухин.
Это так называемый «политический детектив» (слова «триллер» не было в лексиконе советских режиссеров). Советский журналист Алексей Русанов едет в Афганистан и узнает там о странной болезни, которую, как он выясняет, распространяют специальные комары, а комаров выращивают в лаборатории ЦРУ в соседнем Пакистане. В главной роли Аристарх Ливанов.