ЛIГАБiзнесIнформ, Информационное агентство, 12.02.2010
Несмотря на обещания городских чиновников и лично мэра столицы Леонида Черновецкого о том, что парки и скверы застраивать не будут, земельных скандалов в Киеве меньше не стало. Последний – и получивший особый резонанс – связан с вырубкой деревьев возле станции метро “Дарница”. Возможно, и в этом скандале была бы поставлена точка, если бы не вероятность того, что история получит развитие, и “под топор” пойдет еще не одна сотня деревьев в том же районе.
ЛIГАБiзнесIнформ, Информационное агентство, 12.02.2010
Несмотря на обещания городских чиновников и лично мэра столицы Леонида Черновецкого о том, что парки и скверы застраивать не будут, земельных скандалов в Киеве меньше не стало. Последний – и получивший особый резонанс – связан с вырубкой деревьев возле станции метро “Дарница”. Возможно, и в этом скандале была бы поставлена точка, если бы не вероятность того, что история получит развитие, и “под топор” пойдет еще не одна сотня деревьев в том же районе.
Скандал “под елочку”
Скандал разгорелся накануне Нового года. Дюжина человек с бензопилами за два дня свалили десятки сосен (среди которых было несколько столетних, но еще крепких деревьев) и берез возле станции метро “Дарница” между Броварским проспектом и улицей Андрея Малышко. На месте сквера, в котором выросло не одно поколение киевлян, осталось 250 пеньков. Кроме морального ущерба, был нанесен и материальный. По подсчетам прокуратуры Киева, – на 74 тыс. грн. Госжилкоммуниспекция насчитала намного больше – 2,7 млн.грн.
Первый раз “лесорубы” наведались в сквер в канун Нового года – 30 декабря. Местные жители, ставшие свидетелями этих событий, вызвали милицию. Прибывшим на место сотрудникам правоохранительных органов “лесорубы” показали документы, якобы дающие право на снос деревьев. При этом какую компанию они представляли и на каких основаниях свалили целый сквер корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ в столичной милиции пояснять не стали, сославшись на то, что разрешение выдавала горадминистрация, и с вопросами логичней обращаться туда.
Вопрос о новом владельце земельного участка, который до недавних пор считался городским, поставил в тупик и районных чиновников. Так, в Управлении градостроительства, архитектуры и землепользования Днепровской райгосадминистрации нам заявили, что такой информацией не владеют. И пояснили, что все земельные решения сейчас принимаются на уровне города, а районные власти просто ставят перед фактом.
Более конкретные сведения удалось получить в отделе благоустройства районного коммунального предприятия по содержанию зеленых насаждений. Там заявили, что земельный участок, на котором пошли под снос деревья, пока еще находится на балансе предприятия, но, по некоторым данным, уже есть решение Киевсовета об отводе его частной компании. При этом сотрудник КП затруднился назвать границы участка и название компании, которой участок передается.
Спустя несколько дней информация о том, что земля перешла в частные руки, подтвердилась. Как стало известно ЛІГАБізнесІнформ, хозяин участка и организатор вырубки деревьев – некое ООО “Проектная компания “Ярус”. Кстати, госакты на право собственности на два земельных участка возле станции метро “Дарница” фирма получила за день до первой волны вырубки – 29 декабря 2009 года.
“Добро” на застройку дал Киевсовет
Примечательно, что решение о передаче “Ярусу” земли на Броварском проспекте было принято Киевсоветом еще в ноябре 2008 года. По укоренившейся там традиции, вопрос был внесен в повестку дня “с голоса” и рассматривался под покровом ночи. “За” проголосовали 104 депутата, а значит не только представители Блока Черновецкого, которых традиционно обвиняют в земельном “дерибане”, но и большинство депутатов из других фракций. Имена героев неизвестны: в Киевсовете эту информацию скрывают под любыми предлогами.
В тот же день, или точнее вечер, участки вдоль “красной” ветки метрополитена получили еще три компании: ООО “И.Р.Б.” (между “Гидропарком” и “Левобережной”), ООО “Гроссвиль” (между “Левобережной” и “Дарницей”) и ООО “Смарт Град” (между “Черниговской” и “Лесной”). Таким образом, депутаты фактически дали “добро” на застройку, а значит, и неизбежную вырубку деревьев, многие из которых пережили Великую отечественную войну и активную застройку левого берега столицы в послевоенный период.
Проект, под который депутаты выделили землю, предусматривает строительство “накрытия открытой части” Святошино-Броварской линии метро, торгово-офисных и развлекательных центров, а также паркингов. Еще летом 2007-го, когда “Проектная компания “Ярус” была признана одним из победителей инвестиционного конкурса, городские власти наперебой рекламировали этот проект. А первый заместитель мэра Киева Денис Басс даже заявил, что столица заработает на этом 200 млн.грн.
О выгодности таких проектов для столицы говорит и глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам земельных отношений, градостроительства и архитектуры Алексей Евлах. Только просит не путать выгоду с уничтожением города. “Экономическая ситуация сейчас достаточно сложная, и нужно быть достаточно лояльными к инвесторам. Но это не значит, что они могут заниматься полным беспределом и уничтожать Киев. В решении Киевсовета нет ни слова о том, что зеленая зона будет уничтожена. Если ее часть и попала под землеотвод, то это было сделано с той целью, чтобы инвестор взял на себя ответственность за нее, за ее облагораживание, но не сносил деревья”, – заявил депутат корреспонденту.
В то же время Киевский природоохранный прокурор Вадим Гаевой придерживается другого мнения. “У компании есть государственные акты на землю. Земельным кодексом предусмотрено, что собственник вправе распоряжаться в том числе зелеными насаждениями, которые находятся на земельном участке. У компании были все законные основания”, – подчеркнул он.
Впрочем, в столичной прокуратуре считают иначе. В конце января в отношении служебных лиц ООО “Проектная компания “Ярус”, по вине которых были вырублены деревья, прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 365 Уголовного кодекса Украины (превышение служебных полномочий).
Кто нанял “лесорубов”?
ООО “Проектная компания “Ярус” было зарегистрировано в Печерском районе Киева почти три года назад – в феврале 2007 года. Профиль – “деятельность в сфере архитектуры; инженерная и техническая деятельность, связанная со строительством”.
Чтобы лично пообщаться с представителями фирмы, организовавших “лесоповал” возле станции метро “Дарница”, мы отправились по адресу, указанному в регистрационных документах и госактах – бульвар Дружбы народов, 9. Там обнаружили обычный жилой дом с несколькими офисами частных фирм. Однако о “Ярусе” никто ничего не знает. С номером телефона – та же история. Ответивший на звонок человек, который представился охранником, сказал, что у него на объекте расположены офисы нескольких фирм, но о “Ярусе” он слышит впервые.
Впрочем, нам удалось отыскать еще один номер телефона компании. Ее руководитель Надежда Пустовойт отказалась давать какие-либо комментарии, сославшись на тайну следствия. “Я по этому поводу не могу ничего сказать, потому что, как вы знаете, возбуждено уголовное дело, и я подписала документы о неразглашении информации. Я сейчас не общаюсь с прессой”, – отметила она.
Отметим, что одним из соучредителей ООО “Проектная компания “Ярус” является “КДД Групп”, которой, по сообщениям СМИ, владеют бизнесмены Александр и Вячеслав Константиновские, а также Петр Слипец. Компания зарекомендовала себя как влиятельный игрок на рынке столичной недвижимости, специализируется на строительстве офисных и жилищных комплексов, а также торговых центров (преимущественно в центре Киева). На счету “КДД Групп” несколько реализованных проектов. В частности, жилой комплекс “Введенский” на Печерске, “Дипломат-Холл” на улице Жилянской, бизнес-центр “Киев-Донбасс” на площади Льва Толстого и офисно-жилищный комплекс “Ботаник Тауэрс” на улице Саксаганского. На достигнутом компания останавливаться не собирается. Как отмечено на ее интернет-сайте, в планах – еще восемь проектов, среди которых и проект “Metro City”, по описанию очень похожий на тот, под который Киевсовет щедро выделил землю на Броварском проспекте. Кстати, год начала реализации этого проекта, год создания “Проектной компании “Ярус” и год объявления этой компании одним из победителей инвестиционного конкурса совпадают.
Проект, о котором не знает никто
О проекте “Metro City” известно немногое. Согласно информации с официального сайта “КДД Групп”, общая площадь проекта – порядка 63,5 га, его планируется разместить на левом берегу Днепра “между двумя станциями метро с большим пассажиропотоком”. При этом, о каких именно станциях метро идет речь, разработчики проекта умалчивают.
Отказался предоставить корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ какую-либо дополнительную информацию об этом проекте и один из топ-менеджеров компании Петр Радчук. “Почему вас так интересует этот проект? Это связано с вырубкой деревьев на “Дарнице”? Мы сейчас стараемся никаких комментариев на эту тему не давать. Есть информация на сайте, пока что другую информацию я не даю, и компания также не дает”, – сказал он.
Не располагают (или только говорят, что не располагают) информацией о проекте и в столичной мэрии. Так, в главном управлении экономики и инвестиций горадминистрации нам заявили, что материалы по “загадочному” проекту к ним не поступали.
По той же причине затруднились предоставить данные о нем и в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. По словам пресс-секретаря управления Марины Шаповал, единственный похожий проект, о котором ей известно, предполагает строительство накрытия открытой части метрополитена, который должно реализовать ООО “Проектная компания “Ярус”. Однако проектная документация на рассмотрение и согласование в управление не предоставлялась…
ЛIГАБiзнесIнформ, Информационное агентство