Британский репортер Бен Тимберлейк, который работает для таких медиакомпаний как Sky News и BBC, советует коллегам быть трусами и при возникновении опасности немедленно убегать. Умение вовремя оценить риски и быстро скрыться в безопасное место Бен считает профессиональными навыками репортера, работающего в зоне конфликта, пишет «Редакторский портал».
Британский репортер Бен Тимберлейк, который работает для таких медиакомпаний как Sky News и BBC, советует коллегам быть трусами и при возникновении опасности немедленно убегать. Умение вовремя оценить риски и быстро скрыться в безопасное место Бен считает профессиональными навыками репортера, работающего в зоне конфликта, пишет «Редакторский портал».
Второе, не менее важное правило, по мнению Бена, быть смелыми: «Часто редакторы давят на молодых репортеров, твердят им о чести профессии и благородстве риска. Имейте смелость произнести фразу: “Там слишком опасно”».
Правилами поведения в небезопасной среде Бен Тимберлейк делился во время тренинга IWPR (организаторы в Украине – Институт развития региональной прессы).
«Редакторский портал» представляет своим читателям самые интересные фрагменты.
RiskAssessment
Самое нудное, что только существует в моей жизни – RiskAssessment (на русский можно перевести как «Оценка рисков»). Это документ, который составляет репортер, собирающийся на работу в зону конфликта.
На SkyNews – это несколько страниц текста, на ВВС – целая книга.
Вы описываете свою поездку шаг-за-шагом, вплоть до расходов и звонков. Цель этого процесса: продемонстрировать редактору, что вы позаботились о своей безопасности.
Хорошо выполненный RiskAssessment – как путеводитель. Например, в моем гайде по Сирии были и контакты лидеров повстанцев, о которых я снимал историю, и телефон водителя, который меня сопровождал, и адреса больниц, в которые я теоретически мог бы обратиться, и телефоны моей страховой компании.
Предварительное изучение дает нам дополнительную силу: ведь самый большой страх – страх неизвестности.
К тому же RiskAssessment нужен вашему редактору: это те хлебные крошки, которыми вы помечаете дорогу, чтобы ваши коллеги, знали, где вас искать, если вы вдруг не выйдете на связь.
Документы
Когда вы едете работать во враждебную среду, тщательно позаботьтесь о документах.
Понятно, что вы и так подготовите паспорт и визу. Медицинские документы, страховка, справки о прививках – это все то, что надо узнать заранее и подготовить максимально, чтобы избежать проволочек и избыточных трат при въезде в ту или иную страну.
Не лишними могут оказаться различные аккредитации от официальных органов, а также неофициальные письма поддержки, например, от известных общественных организаций или религиозных лидеров, – все те бумаги, которые не имеют официального статуса, но, тем не менее, могут произвести впечатление на принимающую сторону и помочь вам работать в той или иной стране.
Помните, что у вас должен быть с собой кеш в местной валюте, хотя бы на первое время.
Скан-копию паспорта, виз, документов на телевизионную технику я всегда отправляю самому себе на электронную почту. Если меня ограбят и выбросят на обочину, я все равно смогу доказать, кто я.
Я советую подготовить хорошие копии ваших документов – я лично сделал цветную копию первой страницы паспорта и хорошо ее заламинировал. Понятно, что на границе я предъявляю оригинал паспорта, но на всех блок-постах я показываю только эту копию. Мне так спокойнее.
В вашем RiskAssessment должны быть обязательно записаны личные данные всей команды, с которой вы едете, группа крови, а также контакты людей, с которыми надо связаться в случае форс-мажора.
Отдельныйпункт – Proof of life. Это те вопросы, на которые можете ответить только вы и которые вам зададут по телефону в случае вашего похищения, чтобы убедиться, что это действительно вы и что вы живы: никто не платит деньги за труп.
Вопросы составляйте внимательно, они не должны содержать информацию, которую о вас можно найти в Фейсбуке. Нормально, если рroofoflife – это вопрос как звали ваше первое домашнее животное, но не какая ваша любимая футбольная команда.
Культура и география
Если я еду на Восток, то мне нет смысла туда ехать в разгар Рамадана: все отдыхают. Также нет смысла пытаться работать в Британии в субботу вечером – все слишком пьяны, чтобы даже ходить.
Как-то я приехал в Судан в сентябре. Но там в это время сезон дождей: даже по дорогам невозможно было ездить, не говоря уже о глубинке.
Алгоритм действий журналиста в опасной ситуации
Если вы оказались в опасной ситуации, то первым делом вы должны:
1. Распознать источник опасности
2. Оценить риски
3. Минимизировать опасность для себя лично и членов вашей группы.
Помните, международная конвенция запрещает журналистам нанимать охранников и передвигаться в составе вооруженных групп. Вам не положено передвигаться в военных колоннах и брать в свою машину военных: это подвергает вас опасности.
«Лоция»
Есть одна очень поучительная история о том, как известному корреспонденту жизнь спасли куры. Ему нужно было попасть в одно селение, и он четко знал правило о курах: есть куры – есть мирные жители, нет – значит, и людей нет.
Вывод: надо знать, на что обращать внимание в конкретной местности и ситуации, где вы работаете.
Самая страшная ситуация была у меня в Глазго, Шотландия. Я снимал репортаж среди толпы пьяных и наколотых подростков, размахивающих мачете. Я халатно отнесся к подготовке: подумаешь, рассуждал я, это ж Глазго, почти дома… Но в непредсказуемой толпе я понял, в чем моя ошибка: я не знал «лоции», то есть не изучил предварительно «маячки» – на какие знаки обращать внимание, а на какие – нет.
Транспорт и отель
Все мы знаем, что плохие парни просыпаются поздно. Поэтому если мы выбираем рейс в какую-то неизвестную или опасную страну, то наша задача прилететь как можно раньше.
С водителем лучше договориться заранее. Не подходите в аэропорте к незнакомому человеку с вопросом «Я Бен. Вы не меня ждете?». Конечно, он скажет «Садись», но для вас это может закончиться похищением.
В машине садитесь за водителем, убедитесь, что можете сами открыть и закрыть дверь.
Я никогда не прошу редакцию забронировать мне отель –в отеле я не хочу быть журналистом, это привлекает ко мне лишнее внимание.
Выбирая этаж, помните, что первый этаж небезопасен: есть риск, что разобьют окно и ограбят. Оптимальные этажи 2 – 3-й, но не выше 4-го – во многих уголках мира у пожарных нет лестниц, которые достают выше 4-го этажа.
Блок-посты
Чтобы пройти пост за 45 секунд, продемонстрируйте уважение. Помните: на блок-посту стоят самые тупые или самые молодые солдаты. Там могут стоять даже дети с оружием. Потому что это очень просто и очень нудно, а следовательно, всегда есть соблазн развлечь себя алкоголем или наркотиками. Может, самое интересное, что с ними случится за день, – ваш визит.
Если это официальный блок-пост, то я всегда friendly, улыбаюсь и могу завести маленький персональный разговор «Много ли людей сегодня?», «Как погода?» и т.д.
Если неофициальный: я буду серьезен, дам им понять, что они самые крутые и у них крутой блок-пост.
Подъезжая к блок-посту, не слепите дальним светом, включите свет в машине, слушайте и слушайтесь. Не фотографируйте.
Никогда не прижимайте документы к стеклу –это неуважение к тому человеку, который их у вас проверяет. Хорошо, если документы прикреплены карабином к поясу – вы подаете паспорт из окна автомобиля, но он у вас на резинке. Вы выглядите в этот момент полным идиотом, но это работает на вас – идиот не опасен, а главное правило в агрессивной среде – не выглядеть опасным.
Помните о пользе хороших цветных ксерокопий паспорта. У меня именно такая заламинированная копия паспорта на резинке прикреплена к поясу. Я выгляжу полным идиотом, но я жив.
Если я понимаю, что у меня требуют взятку, то предпочитаю дать людям возможность сохранить лицо. Я говорю: «Не знаю, как у вас тут все устроено, но в Англии я в таких случаях плачу штраф…». Конечно, ничего подобного в Англии нет, но это та формула, которая позволяет нам полюбовно разойтись.
Зачастую вопросы с проездом через блок-пост решаются без денег. Лучшие подарки – сигареты и порнографические открытки. Ни в коем случае не алкоголь: вам еще возвращаться, а они будут пьяные и еще более непредсказуемые.
Задержания
Если освещаете массовые беспорядки, то не идите в толпу один: с вами должен быть коллега – «защищать спину». Если вы фрилансер, пойдите с таким же фрилансером.
Вы должны условиться, как будете действовать, если дела пойдут плохо: договоритесь, где вы встретитесь, если потеряетесь.
Заранее изучите тактику местной полиции: как часто она задерживает журналистов, что с ними делает, арестовывает ли, отбирает ли камеры…
При задержании демонстрируйте открытость: улыбка, открытая поза – руки ладонями вверх, не перекрещивайте руки. На допросах помните, что разведку всего мира учат следить за глазами: если смотрите вверх – вспоминаете, если вниз – сочиняете.
Похищение
Меня не похищали, поэтому я готов с вами поделиться только общими правилами, сформулированными на основе чужого опыта.
Во многих странах похищение людей – бизнес. 95% похищений заканчиваются быстро – похитителям передают деньги и заложников освобождают.
Раз они на нас охотятся ради денег, значит, наша задача усложнить им работу. Не будьте легкой добычей. Если вы встаете в одно и то же время и ездите по одной и той же дороге, то за вами легко следить и спланировать ваше похищение. Предсказуемость работает против вас.
Только в 5 % хотят похитить именно вас. В остальных случаях работает правило «Как убежать от медведя». А чтобы убежать от медведя, вам не обязательно бегать быстрее, чем медведь, достаточно быть быстрее другого человека, который тоже убегает от медведя.
Самые опасные моменты – похищение и освобождение.
При похищении вас ударят, завяжут глаза, будут кричать, могут применить электрошокер. Им нужен ваш шок.
Советы на случай похищения и плена таковы:
– готовьтесь психологически к длительному заключению;
– постарайтесь общаться с другими заложниками;
– не выделяйтесь, сотрудничайте с похитителями;
– наблюдайте за похитителями;
– находите темы для разговоров с ними – футбол, религия, кино;
– попытайтесь установить отношения, но помните о стокгольмском синдроме.
Когда освобождают, никогда не убегайте, не хватайте оружие. Очень велика вероятность быть убитым во время освобождения.
Если вам говорят: «Выходите!», а вы понимаете, что вас хотят убить, отказывайтесь, тяните время. Если на вас наставляют оружие – не отворачивайтесь. Сложно выстрелить в человека, который смотрит вам в глаза.
И еще помните о пассивном сопротивлении: часто освобождаются те люди, о которых просто забыли.
Травма
Чтобы получить посттравматический синдром не обязательно ездить в горячие точки и снимать массовые беспорядки. Часто от посттравматического синдрома страдают редакторы, которые отсматривают снятый материал, или переводчики, которые переводят подробные рассказы о военных преступлениях, причем необязательно на войне, а в суде, например, или в тюрьме.
Рецепта, как бороться с посттравматическим синдромом, у меня нет. Но могу рассказать одну историю.
1982 год, Фолклендские острова. Британские морские пехотинцы и десантники проводят военную операцию. По ее окончании десантники улетели домой на самолете, а морпехи добирались на базу на военном корабле. Они плыли целый месяц, пили алкоголь и обсуждали то, что с ними произошло. Среди десантников уровень посттравматических расстройств был велик, а среди морпехов – минимален.
Какой вывод? А разве он не очевиден?
Учебный курс от Института освещения войны и мира (Institute for War & Peace Reporting) для журналистов призван повысить безопасность и улучшить профессиональные навыки украинских журналистов, работающих в условиях конфликта. Проведение тренингов администрирует НГО «Институт развития региональной прессы», Киев.