Анастасия Алексеева “Частный Корреспондент”

Фантазия по следам секции RIW о брендах в социальных сетях

СМИ умрут потому, что они больше не нужны брендам. С развитием блогов и «Фейсбука» рекламодатели перестали нуждаться в посредниках, чтобы достучаться до умов покупателей. Бренды — это и есть медиа, в переводе на русский — посредники между «сейчас» и лучшей жизнью.

Анастасия Алексеева “Частный Корреспондент”

Фантазия по следам секции RIW о брендах в социальных сетях

СМИ умрут потому, что они больше не нужны брендам. С развитием блогов и «Фейсбука» рекламодатели перестали нуждаться в посредниках, чтобы достучаться до умов покупателей. Бренды — это и есть медиа, в переводе на русский — посредники между «сейчас» и лучшей жизнью.

Всевозможных статей и публичных дискуссий на тему смерти журналистики и средств массовой информации за последний год было великое множество. И что только не называлось причиной печального заката СМИ: и непомерно высокие затраты на бумагу и услуги типографий, и кризис системы распространения прессы (в России), и кризис многих традиционных журналистских жанров, которые уже не могут удовлетворять новые потребности читающей аудитории, и вообще нежелание читателей читать.

Одну из причин, однако, в этом перечне упускают с завидным постоянством. Наверное, потому, что говорить об этом вслух нам, журналистам, стыдно: суть в том, что интернет-пользователи теперь коммуницируют не со СМИ в их привычном понимании, а с брендами.

Если вы вдруг ещё не заметили, бренды взяли на себя функции медиа. Конечно, это произошло не за один день. Сначала рекламодатели столкнулись с тем, что рекламные кампании потерялись в информационном шуме. Что такое стандартный рекламный ролик в мире тотального продакт-плейсмента на ТВ и в кино, в мире, где фасады домов, вопреки всем нормативам, завешаны рекламными билбордами, а отличить личное мнение от проплаченного пиара почти невозможно? У брендов просто не осталось другого выхода.

Если не верите мне, поверьте маркетологам.

«Бренды больше не могут адресовать аудитории простые маркетинговые сообщения. Они должны создавать контент. И этот контент будет настолько разным, насколько отличаются друг от друга продуктовые категории, к которым принадлежат бренды. Больше нельзя сказать: вот моя обувь, вот фото, покупайте. Нужно подробно рассказывать, чем она отличается от других, таким образом, вам придётся описывать весь рынок. Это очень большое изменение, которое мы имеем благодаря Сети», — говорил в интервью «Часкору» старший вице-президент подразделения 360 Digital Influence в коммуникационной группе Ogilvy Public Relations Worldwide Рохит Бхаргава.

Стратегия Ford заключалась в том, чтобы заставить людей вновь поверить в эту компанию. Для этого было принято решение напомнить об истории корпорации и о том, как тесно она связана с историей Америки. С помощью социальных медиа пользователям представили несколько сотрудников Ford, инженеров, которые рассказывали о своей работе, чтобы мнение о компании изменилось. Одно дело, когда перед вами обезличенная корпорация, и совсем другое — конкретные люди со своими историями.

«Маркетологи должны создавать контент»

Ради продажи майонеза Hellmann’s в Ogilvy придумали кулинарное телешоу. Ради продажи парфюмерии и косметики печатается весь глянец, хотя концептуально эти темы давно обсуждаются в интернете. И если сейчас убрать всю рекламу со страниц какого-нибудь модного журнала, то от него останется только одна страница — с «поминальником» редакции. Дизайнерскую мысль тоже давно стимулирует не тяга к чистому искусству, а возможность изобрести, например, новый дизайн кроссовок Nike. А уж сколько всевозможных игр придумано ради взаимодействия пользователя с брендами и брендов между собой! Умаешься считать. А вот число московских газет, которые не противно взять в руки, можно пересчитать по пальцам одной руки (да и то включая интернет-газеты).

Газеты безбожно устарели, а бренды придумывают всё новые фишки. СМИ отчаянно догоняют прогресс, а бренды бегут впереди.

Они создают свой контент в популярных сетях и на блог-платформах в виде текста, фото, видео и аудио. Знают, как померить аудиторию и как с ней нужно разговаривать. По сути, бренды создают собственные медийные каналы, как СМИ, отслеживая количество читателей, получая «письма в редакцию», придумывая информационные поводы… СМИ перестают быть массовыми каналами и каналами для масс, а бренды ими становятся.

Бренды конкурируют со СМИ за внимание пользователей интернета — вот та критическая точка, после которой информационные массмедиа потеряли монополию на продуцирование содержания и повестки дня. Медийное пространство расширилось во много раз. А понятие «медиа» как таковое размылось: это больше не только и не столько СМИ, это любое информационно-коммуникационное взаимодействие с аудиторией.

В результате такого взаимодействия бренды формируют лояльность со стороны потенциальных будущих покупателей. Цель профессионального СМИ — иная: привлечь читателей на сайт и заработать на рекламе. Которую ему этот самый бренд и даёт. Для СМИ контент самоценен, для брендов он — средство. Но методы, форматы и формы коммуникации зачастую выбираются одни и те же.

Так зачем же брендам оплачивать рекламные полосы в СМИ, если всё можно сделать самим? Читатели критикуют прямую рекламу (как те ёжики, плачут и продолжают лезть на ёлку), какой бы креативной она ни была, ищут подвохи и выдумывают, где их обманули. А вот если бренд завёл свой канал на «Твиттере», люди к нему тянутся и завоевать доверие куда проще. Иллюзия прозрачности и непорочности соцсетей, речь от первого лица и прямое взаимодействие с покупателями позволяют достичь того, чего СМИ не могли и не могут дать рекламодателям.

Характерные результаты обнародовала компания Interbrand, четвёртый год включающая Россию в глобальный анализ стоимости брендов. Скорее всего, маркетологи никаких сюрпризов не обнаружили; для них это привет от прошлогодних цен на энергетическое сырьё. Бесполезному гуманитарию, напротив, сложившаяся картина говорит о некоторых любопытных вещах. Связанных с функционированием страны и занятиями граждан. Первые три позиции списка последовательно заняли «Билайн», МТС и «Балтика». Более чем логично. Московские операторы связи, работающие на всю страну, и петербургская пивоварня, которая тоже «там, где Россия». Почти во всех уголках своей необъятной родины гражданин эпохи бурного роста ВВП разговаривает по телефону и пьёт пиво. Созванивается с друзьями, чтобы выпить пива. Договаривается о следующем созвоне в ходе выпивания. И так далее. Это не самая передовая, но, во всяком случае, одна из самых массовых форм времяпрепровождения в России. Примета новой эпохи.

Где тренд, там и бренд

Информационный шум размыл понятия, которыми массмедиа пользовались последние лет 30—50. Как следствие, ценность каждой отдельной единицы коммуникации снизилась в разы. Зато ценность брендов выросла. Вполне понятно, зачем пользователю читать «Твиттер» «Панасоника». Зачем идти в СМИ, с практической точки зрения понятно всё меньше.

Бренды легко оперируют понятиями «качественная аудитория» и «информационный повод», которые ещё совсем недавно были релевантны только по отношению к СМИ. Производители унитазов, телевизоров, диванов и грилей уже умеют «нагонять трафик» ради конкретной временной цели, но не умеют работать с аудиторией на постоянной основе, когда острого инфоповода нет. Пока это плюсик в копилку СМИ, но можно не сомневаться, что приобретение соответствующих навыков брендами всего лишь вопрос времени.

Не нужно забывать и о финансовой стороне. За счёт того, что компании-производители зарабатывают не в интернете, а на непосредственной продаже своего товара, финансовые средства позволяют им создавать разнообразный контент, не заботясь о мгновенной отдаче, экспериментировать над форматами и приглашать известных персон для работы над проектами. У СМИ такой возможности зачастую нет.

Как итог — мы будем читать бренды в интернете, смотреть по телевизору и слушать по радио. Нишевые производители уже окучивают свои узкие таргет-группы в блогах (привет, HTC), массовые бренды промывают мозги всей стране с голубых экранов (привет, «надежды сбываются, «Газпром»), а корпоративные газетёнки будут ещё долго щеголять мелованной бумагой. Ведь они могут себе это позволить, а «Русский Newsweek» вынужден был урезать свои расходы до нуля.

Не верите мне, послушайте Андрея Мирошниченко, автора книги о скорой гибели газет: те СМИ, которые всё-таки выживут в борьбе за место под солнцем, будут выполнять чей-то заказ.

Только ведь, по сути, бренды уже взяли на себя эти функции и сами свой заказ выполняют. СМИ им больше не нужны, а значит, они умрут.

Анастасия Алексеева “Частный Корреспондент”

Loading

Для отримання юридичної допомоги
заповніть анкету

    П.І.Б.*

    Організація

    E-mail*

    Телефон

    Деталі звернення

    Яка юридична допомога вам потрібна? *

    Юридична консультаціяДопублікаційна експертизаПравовий захист у судіСкладання інформаційного запиту

    Завантажте документи/файли

    * - обов'язкові поля

    ×














    ×