Авторы: Валентина Самар, Оксана Лобода, “Вопрос национальной безопасности”, 15 апреля 2009 года
История нашего очередного расследования – о детях, больных костным туберкулезом. И санатории им. Боброва в Алупке, единственном, где до недавнего времени оперировали таких детей. Сюда их привозили на инвалидных колясках, а домой они возвращались на собственных ногах. Но уже более пяти лет санаторий терпит бедствие: скудность финансирования, имущественные судебные разбирательства и попытки откусывания земли санатория со всех сторон.
Алла Клинцевич работает в санатории воспитателем уже сорок семь лет. Вспоминает: на ее глазах врачи поставили на ноги тысячи детей, больных туберкулезом. Раньше, сюда привозили больных не только из Украины, но и из-за рубежа. Для оздоровления, тогда использовались все пять корпусов санатория. Сейчас, всех пациентов лечат в одном.
«Раньше он был всесоюзного значения. Сюда приезжали из России, Молдавии, со всех сторон. Сейчас у нас только один корпус, остальные на ремонте», – говорит Алла Клинцевич.
Сотрудники санатория опасаются, что его может постичь та же участь, что и соседний санаторий имени Баранова, где тоже лечили туберкулез. Однако говорить об этом на запись бояться. Ведь строятся там «большие» люди – известные киевские политики. Территория бывшей здравницы огорожена каменным забором. За ним едва можно рассмотреть огромные особняки и целые замки. От корпусов санатория ничего не осталось. Их просто стерли с лица земли. За ограждением оказались и три пляжа. Теперь к ним не подступиться – частная собственность. Передавался санаторий футбольному клубу «Динамо» для базы отдыха, но вскоре был перепродан.Тогда же, накануне смены власти в стране, у санатория начались проблемы с финансированием. За долги отключали свет. Оперировать стало невозможно. Врачи были уверены, что санаторий сознательно доводят до банкротства, чтобы заполучить территорию.Трудные времена для санатория продолжаются. Поэтому, как и сто лет назад, тут лечатся дети рядовых граждан. «Вы видели наши условия. Ну, кто из таких известных депутатов или таких людей, фамилии которых на слуху, сюда будет класть своих детей? Все предпочитают комнаты, телевизоры. В советское время большие люди из Москвы, имея возможности выяснить подноготную всех санаториев и лечебных учреждений, везли детей к нам. У нас тогда условия были даже хуже, чем сейчас. Но все равно детей везли сюда, зная, что мы их вылечим», – говорит заведующий детским отделением санатория Олег Кутняк.
СУДЕБНАЯ «БИТВА»
Четвертый год здравница утопает в судебных разбирательствах. Коммерческие структуры отказываются освобождать помещения самого большого – площадью 617 кв. метра – старинного корпуса им. Изергина с мраморными колоннами. История эта на слуху. О ней уже третий год пишут СМИ. И звучит она так:
В ноябре 2004 года Фонд имущества Крыма сдал корпус санатория в аренду на один год частному малому предприятию «Гелика» из Севастополя. В корпусе расположилась частная гостиница «Старинный особняк “Гелика”». Однако после окончания срока действия договора фирма отказалась освобождать корпус без решения суда. Но когда в 2006 году Хозяйственный суда Севастополя принял решение о выселении предприятия «Гелика», оказалось, что фирма за 27 дней до окончания срока действия договора передала корпус в пользование на пять лет предприятию «Варта». Причем, без согласования с Фондом имущества Крыма и руководством санатория.
Начались новые судебные тяжбы, теперь уже с предприятием «Варта» – общественной организацией ветеранов органов внутренних дел «Щит». Но решение Высшего Хозяйственного суда Украины судебным исполнителям снова не удалось выполнить: вместо общественной организации «Щит» в корпусе оказался другой пользователь – предприниматель Абаев, у которого тоже имелся договор субаренды с МЧП «Гелика», и тоже до 2010 года.
О том, что срок основного договора между Фондом имущества и «Геликой» истекал в ноябре 2005-го, предприниматель якобы не знал. Как и о том, что одновременно с ним корпус №5 передан в пользование предприятию «Варта». Адвокат СПД Абаева Сергей Пискарев утверждает: «Совместно никаких хозяйственных или каких-либо других отношений между субъектом предпринимательской деятельности Абаевым и организацией “Щит” не было. Насколько мне известно, “Щит” осуществляет только охранную деятельность».
Что интересно, за годы судебных разбирательств санатория им. Боброва и МЧП «Гелика» ни Фонд имущества Крыма, как арендодатель, ни Министерство здравоохранения Украины, как ведомство в чьем подчинении находится санаторий, на судебных заседаниях не присутствовали. Что наталкивает на мысль либо о безразличии к судьбе Бобровки, либо о личной заинтересованности в происходящем.
Однако поставим это неведение под сомнение. Любой предприниматель, который берет или сдает имущество в субаренду, прежде чем подписывать договор, а тем более на пять лет, не может не поинтересоваться нормами соответствующего закона. А он гласит: срок субаренды не может превышать срока аренды этого объекта. И «Гелика» сознательно шла на его нарушение – в надежде, что ей удастся продлить срок аренды корпуса.
По словам директора МЧП «Гелика» Елены Журавлевой, фирма действительно рассчитывала продлить договор аренды. И даже получила разрешение министерства здравоохранения Украины о заключении договора аренды на 5 лет. «Это документ за подписью замминистра здравоохранения. Документ о том, что он разрешает предоставить корпус в аренду “Гелике” бессрочно», – утверждает она.
Елена Журавлева предоставила нам копию письма за подписью замминистра здравоохранения Владимира Загородного. О бессрочности аренды здесь ничего не сказано. Однако понятно, после президентских выборов и руководство министерства, и его позиция в этом вопросе изменились. Только корпус санаторию так и не вернули.
Договор субаренды корпуса с СПД Абаев «Гелика» заключила в мае, а с предприятием «Варта» – в ноябре 2005 года, когда стало известно, что аренда продлена не будет. Главную цель передачи корпуса в безоплатное пользование охранной структуре бывших милиционеров Елена Журавлева не скрывает: «Мы в тот момент думали о сохранности, в первую очередь, здания. Не придали значения такому факту».
И снова позволим себе сомневаться: очень уж кстати пришелся договор с СПД Абаев, о котором никто не знал. Судебная тяжба длиться уже четвертый год, арендная плата, как понимаете, не выплачивается, но корпус остается в распоряжении «Гелики». Вернее, у предпринимателя Абаева.
Главный государственный исполнитель Ялты Наталья Зайцева говорит – выселить имеют право только ту фирму, по которой принято соответствующее решение суда. Законность же пользования имуществом новым арендатором можно доказать только в суде, что снова займет время. По словам сотрудников ОГИС, таким образом, придумана новая схема ухода от исполнения судебных решений. Что интересно, за годы судебных разбирательств санатория им. Боброва и МЧП «Гелика» ни Фонд имущества Крыма, как арендодатель, ни Министерство здравоохранения Украины, как ведомство в чьем подчинении находится санаторий, на судебных заседаниях не присутствовали. Что наталкивает на мысль либо о безразличии к судьбе Бобровки, либо о личной заинтересованности в происходящем.
Однако ситуация намного сложнее. И она совсем не черно-белая, как может показаться. Потому что начало этой истории – совсем не 2004 год, когда был заключен договор аренды, и даже не 2005-й, когда его срок истек. На самом деле «Гелика» арендует корпус им. Изергина еще с 1997 года. И, по словам директора фирмы Елены Журавлевой, за все это время реконструкцию, ремонт и укрепление здания корпуса вложено уже более 800 тысяч гривен. В 2007 году все шло к тому, что этот корпус будет приватизирован. И в подтверждении своих слов Елена Журавлева предоставила нам соответствующие документы. Однако сегодня и Министерство здравоохранения Украины, и руководство санатория им. Боброва категорически против продления сроков аренды. Не говоря уже о приватизации этого корпуса. Таким образом, «Гелика» подает иск в Хозяйственный суд Крыма о признании права собственности на корпус санатория им. Боброва. Какие же основания есть у «Гелики» претендовать на имущество санатория?
Елена Журавлева ставит в укор своим оппонентам и журналистам то, что никто не вспоминает о договорах аренды корпуса, которые подписывались в 1997-м, а затем и в 2003-м году: «Дело в том, что в 1997 году данное здание должно было уже к сегодняшнему дню не существовать как здание, потому что оно было в аварийном состоянии. На это тоже есть определенный документ в виде акта обследования здания при передаче и заключенный договор санатория с нашей фирмой и с просьбой о том, чтобы реконструировать данное здание именно под гостиницу».
В договоре 1997 года действительно есть пункт, предполагающий право выкупа корпуса, если улучшения объекта составят четверть его стоимости и их невозможно будет отделать без ущерба зданию.
Однако действие этого документа уже закончилось, а в договоре 2004 года такого пункта уже нет. Более того, здесь сказано, что улучшение имущества, которые осуществил арендатор за свои средства и которые невозможно отделить без ущерба объекту, признаются собственностью государства, и компенсации не подлежат. Между тем, директор «Гелики» утверждает, что корпус практически был отстроен заново и стоимость улучшений – более 800 тысяч гривен.
К сожалению, внутрь здания мы попасть не смогли, а главврач санатория категорически отрицает вложение такой суммы. Слово теперь за строительной экспертизой, которая проводится по новому судебному разбирательству. А насколько оно затянется, неизвестно. Однако руководство санатория уверяет – сдаваться не намерено. И снова обратиться в суд и прокуратуру. «Мы готовим исковое заявление в прокуратуру Севастополя с просьбой разобраться в данной ситуации и возможности привлечения гражданки Журавлевой к уголовной ответственности», – говорит заместитель главного врача по экономическим вопросам Павел Солошенко.
За корпус будут бороться до конца. В его помещениях для ходячих детей планируют открыть дополнительные лечебные палаты и школу. Деньги обещают давние друзья Бобровки из Германии. Часть оборудования для хирургического кабинета уже поставлена.
Сам факт того, что ребенок будет заниматься не в палате, а в школьном классе, будет восприниматься им как маленькая победа над болезнью и как этап жизни. Этот психологический эффект гораздо сильнее лекарств, как и климат этой местности. Противотуберкулезный санаторий им. Боброва можно назвать уникальным. И треть успеха лечения детей, больных костным туберкулезом, происходит благодаря климату, рассказывает заведующий детским отделением санатория Олег Кутняк.
На этой террасе, в ста метрах от моря, весь летний период – с мая по сентябрь – дети находятся круглосуточно, чтобы дышать морским воздухом и укреплять иммунитет.
Однако то, что дает этот целительный эффект для больных детей, сегодня в цене у здоровых – коррумпированных чиновников и хватких бизнесменов. История о том, как Алупкинский горсовет решил подкорректировать границы санатория и сократил его территорию более, чем в половину, благодаря кассационному постановлению прокуратуры АРК, не получила традиционного продолжения с нарезанием земли под строительство. Однако в этом деле точка еще не поставлена.
20 соток земли, граничащих с городским плажем, который тоже когда-то город отобрал у детской здравницы, захватил под строительство эллингов кооператив «Чайка». Сейчас санаторий пытается вернуть эту землю через суд. Всего же самозахват занимает 40 соток. И самое примечательное, что пока одни суды рассматривают обращение природоохранной прокуратуры и санатория, другие уже позволили «Чайке» узаконить строение.
Пожалуй, в разгар экономического кризиса, который особо бьет по людям незащищенным, тема социальной ответственности и моральности бизнеса должна встать в полный рост. Конечно, фирма «Гелика» понесла огромные потери, независимо от того, сколько сотен тысяч гривен было потрачено на ремонт, реконструкцию и содержание корпуса им. Изергина. Однако сочувствовать Елене Журавлевой не позволяют схемы субаренды, благодаря которым корпус санатория продолжает удерживаться, вопреки закону, здравому смыслу и морали. За правовым комментарием этой ситуации мы обратились в прокуратуру Крыма. Мы также передаем в надзорное ведомство все документы, которые нам удалось собрать во время проведения нашего журналистского расследования.
Уже имеется и ответ. Как нам сообщила заместитель прокурора Крыма Тамила Дробицкая, прокуратура начала изучение новых обстоятельств непростой истории с имуществом и землей санатория им. Боброва.