Матиас Мюллер фон Блуменкрон главный редактор немецкого журнала «Шпигель»
В медиамире больше ниш, чем могут занять традиционные СМИ. И если СМИ хочет сохранить свою аудиторию, оно должно адаптироваться к ее изменяющимся привычкам и потребностям.
Не придет ли «народная журналистика» – блоги, микроблоги – на смену традиционной.
Матиас Мюллер фон Блуменкрон главный редактор немецкого журнала «Шпигель»
В медиамире больше ниш, чем могут занять традиционные СМИ. И если СМИ хочет сохранить свою аудиторию, оно должно адаптироваться к ее изменяющимся привычкам и потребностям.
Не придет ли «народная журналистика» – блоги, микроблоги – на смену традиционной, что определяет развитие СМИ сегодня, что должны делать газеты и журналы, чтобы сохранить свою аудиторию, в интервью «Газете.Ru – Комментарии» рассуждал накануне дискуссии «Журналистика будущего» с Леонидом Парфеновым главный редактор немецкого журнала «Шпигель» Матиас Мюллер фон Блуменкрон.
– Каковы основные вызовы развитию СМИ сегодня?
– Это во многом зависит от того, в какой стране вы работаете. Во многих государствах журналисты вынуждены бороться за свои основные права, а иногда даже за жизни. В них свобода прессы не рассматривается как фундаментальное право, она существует только на бумаге и не защищена в достаточной мере. Это позор, учитывая, что в это время мир борется с масштабными проявлениями коррупции, политических ошибок и экономических проблем. Современное государство, которое хочет развивать гражданское общество и быть конкурентным на мировом уровне, нуждается в независимых СМИ. Без свободы прессы не может быть нормального будущего.
Многие рассматривают в качестве главного вызова цифровую революцию. Сомневаюсь, что это так. На мой взгляд, это, напротив, наша главная надежда. Никогда раньше у нас не было таких возможностей создания, представления и публикации наших материалов, статей и комментариев.
– Что сегодня в большей степени определяет развитие СМИ – технология, идеология, экономика?
– К сожалению, зачастую это отношение самих СМИ. Если мы считаем, что обречены, то ведем себя соответственно. Но если мы видим возможности развития и концентрируемся на своей главной задаче, предоставлении качественного продукта, то можем быть весьма успешными – с точки зрения влиятельности, актуальности и в экономическом смысле. Мир меняется, и мы пишем об этом каждый день. Так что нам, вполне естественно, приходится меняться самим. Не этически, конечно, а в смысле подачи своих материалов читателю. Если вы хотите, чтобы ваша аудитория оставалась с вами, вы должны адаптироваться к ее изменяющимся привычкам и потребностям. Люди как никогда нуждаются в качественной информации, но они хотят, чтобы их любимые СМИ были их спутниками всегда и везде. И это не бремя, а реальный шанс стать еще ближе к читателям.
– «Шпигель» – один из самых известных и уважаемых журналов в мире. Многие из подобных изданий сейчас столкнулись с проблемами востребованности, рекламы, окупаемости. Как вы справляетесь с этими трудностями или вас они не коснулись?
– Я бы не хотел оценивать отдельные издания. Но все, кто работает для читателей, вынуждены постоянно задаваться вопросами: «Что мы делаем для того, чтобы оставаться востребованными? Почему люди должны тратить свои деньги и, что еще важнее, время на наши публикации?» Если у СМИ нет уверенных ответов на эти вопросы, они столкнутся с большими трудностями. И вот что я хотел бы добавить: нужно быть увлеченными журналистикой, но также нужна и увлеченность издательством. К сожалению, слишком многие издатели теряют страсть к своему продукту – качественной журналистике. Они начинают рассматривать свое издание как нечто обыденное, что-то вроде программного обеспечения. Но это не так. Хорошие СМИ в чем-то похожи на живые существа. У них есть потребности, иногда они очень дорого обходятся, они кажутся тщеславными и неумеренными. И у них есть душа. Только если вы в ладу со всем этим своеобразием, вы сможете поддерживать творческую атмосферу выдающегося журнала.
– Блоги очень популярны в России, иногда они успешно конкурируют со СМИ и в качестве источников информации, и аналитики, и как площадки для общественных дискуссий. Что-то подобное наблюдается в Европе?
– Новые формы журналистики, блоги или микроблоги, обогащают уже существующие СМИ во всем мире. В той мере, в какой эти источники реализуют основные ценности журналистики (как то: надежность, тщательное исследование материала, независимость и преданность читателю), их голос имеет значение. Иногда блоги уязвляют СМИ, зачастую небезосновательно. Получать время от времени такие «уколы» от блогеров полезно. Это держит нас в тонусе.
– Российские законодатели предприняли ряд попыток ввести регистрацию блогов. Как вы считаете, блоги и другие «новые медиа» нуждаются в регулировании?
– Почему блоги должны получать лицензии? Почему вообще все СМИ должны получать лицензии? Есть только одна причина: власти хотят получить контроль над СМИ. Но публикации должны оценивать читатели, а не власти. По крайней мере, до тех пор, пока СМИ не нарушают уголовное и гражданское законодательство.
– Можно ли рассматривать блоги как угрозу профессиональным СМИ? Существует мнение, что однажды блоги обойдут СМИ и те потеряют свою значимость. Считаете ли вы такой ход событий возможным?
– Вовсе нет. Я ценю блоги, но большинство блогеров реагируют на статьи в традиционных СМИ, черпают в них вдохновение и собирают информацию из традиционных источников. С другой стороны, традиционные СМИ сейчас чаще реагируют на сообщения из блогов. Мир усложняется с каждым днем, скорость инноваций постоянно растет. Интеллектуальные требования общества знаний колоссальны. В медиамире больше ниш, чем могут занять традиционные СМИ. Но традиционные СМИ, которые систематически, увлеченно и неустанно освещают развитие событий в мире и доносят до читателей результаты своих изысканий, ценятся. Данные о тиражах и экономический успех этих изданий говорят о том, что у них есть значительная постоянная аудитория. Так оно и будет, пока они не забывают о своей миссии.
Беседовала Светлана Ярошевская.
Читать полностью:http://www.gazeta.ru/comments/2010/11/23_x_3443701.shtml
В медиа-