Автор: Сергей Лещенко “Украинская правда”, 11 августа 2012 года
Помощник американского прокурора Марта Бёрш почти шесть лет занималась расследованием уголовного дела против Павла Лазаренко на территории США.
Эта история сегодня занимает одно из почетных мест в ее автобиографии.
Она добилась признания Лазаренко виновным по всем пунктам обвинения, которые существовали на момент оглашения вердикта присяжными.
Автор: Сергей Лещенко “Украинская правда”, 11 августа 2012 года
Помощник американского прокурора Марта Бёрш почти шесть лет занималась расследованием уголовного дела против Павла Лазаренко на территории США.
Эта история сегодня занимает одно из почетных мест в ее автобиографии.
Она добилась признания Лазаренко виновным по всем пунктам обвинения, которые существовали на момент оглашения вердикта присяжными.
В итоге суд Северного округа Калифорнии приговорил Лазаренко к 9 годам тюрьмы, и после рассмотрения дела в апелляции срок заключения, назначенного для бывшего премьер-министра Украины, сократился всего на 11 месяцев.
Одновременно с признанием Лазаренко виновным Марта Бёрш ушла из прокуратуры.
И сегодня она назначает интервью в одном из самых красивых небоскребов Сан-Франциско на Калифорния стрит, 555.
Здесь на 26 этаже находится офис юридической фирмы Jones Day, где теперь работает бывшая государственная обвинитель, помогая новым клиентам отбиваться от атак своих бывших коллег по прокуратуре.
“Украинская правда” попросила интервью у Марты Бёрш по нескольким причинам.
Во-первых, дело Лазаренко в США превратилось в предмет спекуляций. Партия регионов в связи с судом над Тимошенко взяла за привычку утверждать, что экс-премьер сидит в американской тюрьме за грехи ЕЭСУ.
Во-вторых, мы попытались узнать ее мнение по поводу недавнего заявления первого заместителя генерального прокурора Украины Рената Кузьмина.
Тот сообщил, что в материалах дела против Павла Лазаренко в США есть информация о причастности Юлии Тимошенко к убийству Евгения Щербаня.
“Допрошенный прокуратурой США свидетель по делу Лазаренко прямо сказал, что киллер за убийство Щербаня получил деньги со счетов Лазаренко и Тимошенко”, – сказал недавно Кузьмин.
Бёрш как никто другая досконально знает дело Лазаренко, она не только занималась его расследованием, присутствовала на допросах в Украине и США, но и поддерживала обвинение в суде.
Третьей причиной повидаться с Бёрш стал широкий показ по украинским государственным телеканалам документального фирма “Украденный попкорн” об американском деле против Лазаренко.
В этом фильме демонстрируется интервью с Бёрш.
Поэтому она должна была бы знать, кто является заказчиком этой ленты.
– Госпожа Бёрш, объясните рядовым гражданам в Украине, почему Павел Лазаренко был приговорен к тюремному заключению в США?
– Павел Лазаренко оказался в американской тюрьме, потому что был признан виновным судом присяжных в сговоре с целью отмывания и непосредственно в отмывании денег в банках США.
Отмывание денег в США – это когда вы берете деньги, происходящие от нелегальной деятельности, и кладете их в американский банк, чтобы скрыть их происхождение.
– Деньги, которые отмывал Лазаренко в США, были из его банка, которым он владел на острове Антигуа и Барбуда?
– Это деньги из разных источников. Преимущественно – с его счета в швейцарском банке, ликвидированного Лазаренко в 1997 году, когда он потерял статус фаворита Леонида Кучмы и переместил эти деньги в другие зарубежные банки в Швейцарии.
– Сколько он отмыл в США?
– 21 миллион долларов – это то, что мы доказали. Было отмыто больше, но перед судом он предстал за 21 миллионов.
– Как выглядел процесс отмывания?
– Ну, например, он купил за кэш дом в Новато(город неподалеку Сан-Франциско)за 6,75 миллионов долларов. Кроме того, Лазаренко проводил множество транзакций через электронные системы переводов.
– Обвинительное заключение по Лазаренко от имени прокуратуры США содержало несколько других пунктов. В том числе там фигурировало и перечисление денег Лазаренко со счетов корпорации ЕЭСУ, которую возглавляла Юлия Тимошенко. Но потом судья отменил эти пункты. Почему?
– Судья Дженкинс отменил эти пункты в ходе суда в ответ на запрос адвокатов Лазаренко.
Тимошенко и Лазаренко создали схему обмана украинцев путем перечисления денег, полученных ЕЭСУ за газ, на счета Лазаренко в Швейцарию. Но в ходе расследования мы столкнулись с проблемой, потому что Россия не сотрудничала с нами.
Чтобы доказать схему Тимошенко и Лазаренко по обману украинцев, мы должны были провести допросы на территории России, в том числе бывшего руководителя “Газпрома” Рэма Вяхирева.
Поэтому все пункты по Тимошенко были отменены.
То есть Лазаренко находится в тюрьме, потому что вступил в сговор с целью отмывания денег и мошенничества. Это включало и получение Лазаренко денег от бизнесмена Петра Кириченко, а также деньги от деятельности агрофирмы “Науковая”.(От “Украинской правды”: Уже после вердикта присяжных и апелляционного обжалования суд снял с Лазаренко обвинения по эпизоду с агрофирмой “Наукова”, но оставил в силе эпизоды, связанные с Петром Кириченко.)
– Вы также пытались привлечь Тимошенко как соответчика по делу Лазаренко, но судья отмел ваше ходатайство. Почему?
– Мы не смогли доказать эти подозрения.
– Вы установили, кто был конечным владельцем корпорации ЕЭСУ?
– Это был траст, созданный Александром Гравцем(третий партнер в “Корпорации Украинский Бензин” наряду с Юлией и Александром Тимошенко).
– Когда вы составляли обвинение против Лазаренко в США, вам помогала Украина? Ведь у президента Леонида Кучмы был политический интерес избавиться от Лазаренко…
– Украина помогала нам в рамках двусторонней правовой помощи. Мы направляли запросы в разные страны – в Израиль, на Кипр, в Россию, в том числе и в Украину.
Действительно, Кучма был политически заинтересован, чтобы Лазаренко не вернулся в Украину. Но интересы Кучмы не имели никакого отношения к нашим интересам. Лазаренко совершил преступления в США, и мы занимались их расследованием – это было мое задание как помощника прокурора.
Я думаю, что Лазаренко помог создать Кучме систему, которая его в конечном итоге уничтожила. Он был ужасно коррумпирован. Но Кучма тоже был ужасно коррумпирован. В результате Кучма получил возможность преследовать Лазаренко, если бы захотел. Но это не значит, что Лазаренко не совершал своих преступлений. Он их совершал.
Однако в Украине настолько коррумпированная система, что иногда сложно поверить, совершал кто-то преступление или нет. Пока Украина не отмоется от коррупции, это никогда не закончится.
– Проблемы Лазаренко в США возникли из-за Петра Кириченко, который подписал с вами соглашение о признании вины и стал главным свидетелем. Почему он это сделал?
– Потому что у него были в США те же проблемы, что и у Лазаренко. У Кириченко и Лазаренко была длинная история отношений. Согласно полученным нами данным, Лазаренко вымогал деньги у Кириченко – он требовал половину его доходов.
– Но ведь Лазаренко был не просто близким другом семьи Кириченко, но и крестным отцом его внучки?
– Да, действительно, но у Кириченко были свои интересы пойти на соглашение с американской юстицией, и сказанное им – правда.
– То есть Кириченко обменял свободу на показания против Лазаренко?
– Да, похоже на то. Так часто происходит в США, когда свидетель соглашается сотрудничать с правительством – он не садится в тюрьму.
– Лазаренко тоже мог пойти на заключение договора с американским прокурором?
– Любой обвиняемый может это сделать.
– Но если бы Лазаренко согласился, то против кого было бы ваше дело?
– Это зависит от того, что бы нам рассказал Лазаренко.
– А почему вообще задержали Лазаренко в США?
– Насколько я помню, во время прохождения им второй инспекции Иммиграционно- натурализационного сервиса США, Лазаренко попросил политического убежища в США.
А по американскому закону, если вы приходите и просите политическое убежище, вас задерживает Иммиграционно-натурализационный сервис.
ТИМОШЕНКО ОТКАЗАЛАСЬ ОТВЕЧАТЬ НА НАШИ ВОПРОСЫ
– Недавно заместитель генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин заявил со ссылкой на показания в американском деле Лазаренко, что Юлия Тимошенко платила деньги за убийство Евгения Щербаня, совершенного по заказу Лазаренко. Это правда?
– Я не знаю. Возможно, это было в файлах правительства по расследованию. Мы этим не интересовались, потому что это преступление не было совершено в США.
Я помню, что существовали такие подозрения, что Лазаренко платил деньги Мильченко – это такой “вор в законе”, который проходил по делу убийства Щербаня.
Какой-то свидетель мог сказать об этом в Украине вашей Генеральной прокуратуре, и мы могли получить такой протокол допроса из Украины.
– Но Кузьмин как раз говорит другое – что заявление о причастности Тимошенко было сделано на допросе в США.
– Я точно помню, что никто из свидетелей не говорил об этом в суде под присягой.
– Возможно, это было на каком-то интервью со свидетелем, которое вы проводили до суда над Лазаренко?
– Я точно не присутствовала на таком интервью. Если бы я была, то я бы помнила.
– Но если бы в американском деле Лазаренко существовали показания, что Тимошенко платила деньги за убийство Щербаня, вы должны были бы это знать!
– Я должна была бы знать. Но я не помню. У нас было огромное количество информации, которая осталась в офисе прокурора.
В США, в отличие от Украины, когда офис прокурора проводит расследование, то он собирает всю информацию – показания свидетелей, документы, интервью. И если там сказано о преступлении, совершенном в США, прокурор добавляет эти доказательства к обвинению и отправляет в суд. Так что в суде по делу Лазаренко были представлены только некоторые показания, не все.
Кроме того, мы можем принимать показания только от тех свидетелей, которые были непосредственно причастны к событиям, которые они описывают. Они не могут говорить, что услышали эту информацию от кого-то другого.
– Утверждения о причастности Тимошенко к финансированию убийства Щербаня могли быть в показаниях Петра Кириченко?
– Нет, этого там не было.
– Вы, когда вели дело Лазаренко, присутствовали на допросе Юлии Тимошенко в Украине?
– Да, была однажды, когда она была вице-премьером. Юлия Тимошенко тогда отказалась отвечать на вопросы.
– Какое ваше видение ее роли в деле Лазаренко?
– Она была как минимум, или сообщницей с Лазаренко, или жертвой вымогательства со стороны Лазаренко. Так же, как и Петр Кириченко. Но она никогда ничего не говорила об этом. И я не понимаю, почему Тимошенко никогда не заявляла, что была жертвой вымогательства.
– Вы удивились, когда Тимошенко стала премьер-министром Украины?
– Нет. Я вообще очень скептично отношусь к властям в Украине – как бывшим, так и нынешним.
– Если кто-то из нынешних украинских чиновников попытается отмывать деньги в США, будет ли против него тоже возбуждено уголовное дело?
– Конечно, будет.
– Два года назад вы принимали участие в съемках документального фильма “Украденный попкорн”. Кто был его заказчиком?
– Хороший вопрос. Я не знаю. Я спрашивала продюсера, он из Лос-Анжелеса, он сказал, что нанят кем-то, кого нанял кто-то другой. Он сказал, что этот “кто-то” из России – он оплатил съемку этого фильма.
– Вы знаете, что этот фильм был использован как “черный пиар” против Тимошенко во время выборов президента 2010 года в Украине?
– Да, я уверена, это было использовано с этой целью. Но они пришли и задали мне вопросы, а я на них честно ответила, как все было в деле против Лазаренко в США.
Поездка журналиста Украинской правды в Сан-Франциско осуществлена при поддержке Датского проекта поддержки журналистских расследований I-SCOOP
Автор: Сергей Лещенко “Украинская правда“, 11 августа 2012 года