В США за последний год возникли предположения будто газеты скоро возродятся после коллапса, постигшего отрасль. Хотя я и смог выявить позитивный эффект от сокращений расходов в издательском бизнесе, я все же остаюсь скептиком в этом отношении. Кроме того, сокращения, как правило, негативно воздействуют на сам продукт.
В США за последний год возникли предположения будто газеты скоро возродятся после коллапса, постигшего отрасль. Хотя я и смог выявить позитивный эффект от сокращений расходов в издательском бизнесе, я все же остаюсь скептиком в этом отношении. Кроме того, сокращения, как правило, негативно воздействуют на сам продукт.
Медианалитик из американского института журналистики Poynter (St Petersburg, Florida) Рик Эдмондс (Rick Edmonds) написал колонку “Семь причин говорящих о том, что газеты экономически не восстанавливаются”, которая демонстрирует внутренние причины того, почему так мало американских издателей отмечают восстановление отрасли после кризиса несмотря на возвращение к прибыльности в большинстве случаев.
Вот кратко его аргументация:
1. Доходы от рекламы все еще снижаются. Снижение больше не превышает 20% (при сравнении показателей текущего года с предыдущим) как это было в 2009 году. Но динамика улучшения замедлилась в третьем квартале вместе со снижением объема рекламы на 5-6% в большинстве публичных компаний.
2. Рост онлайн-доходов издательств не компенсирует эти потери. Даже рост доходов в онлайне с удвоенной скоростью это очень небольшая доля от того, что необходимо для позитивных изменений.
3. Цены на бумагу снова растут. Для отрасли чувствительной к изменению цены это губительно.
4. Меры по экономии из 2009 года (такие как вынужденные отпуска) возвращаются снова. Затраты на персонал слегка растут и новые сокращение сотрудников вероятны.
5. Доходы от распространения стагнируют. Цены на прессу растут и это дало небольшой прирост выручки, но эта фаза закончилась.
6. Цикл “мертвой петли” продолжается. Низкие тиражи отражаются на уровне цен на рекламу. Издательства говорят аналитикам, что текущие убытки меньше возможных на половину в связи с тем, что цены на половину ниже. Небольшие газеты, которые делают мало репортеров и редакторов, теряют предельно много читателей. И так далее.
7. Долги остаются проблемой. Некоторые медиакомпании выпускают облигации и постепенно сокращают долги. Но остальные все еще обременены долгами.
Эдмондс задается вопросом: “Означает ли все это, что следующей остановкой для нездоровой газетной отрасли станет хоспис?”. Он так не считает, доказывая, что “ускорившееся восстановление экономики могло бы в 2011 году перенести рост выручки в печатном и цифровом сегменте в позитивную зону”. (Обратите внимание на “могло бы”).
Он также верит в микс цифрового предложения и нишевых печатных изданий: “мобильные версии/ или версии к устройствам для чтения даже могут быть большими (источниками дохода – Прим.ред), особенно у изданий способных инвестировать в исследования и развитие”. (Обратите внимание на “даже могут быть”).
Он резюмирует: “Однако сейчас американские газеты остаются как оптимист мистер Микобер – друг Дэвида Копперфилда из романа Чарлза диккенса, богатый “в перспективе”, но без текущих результатов и какой-либо возможности преуспеть”.