Автор: Катерина Чурилова, “Гражданская оборона”, 05.11.2012

Если для экологов Караньское плато ландшафтный заказник, то для военных строителей Черноморского флота России — это бесплатный строительный материал, которым можно пользоваться с молчаливого согласия украинских властей  

Автор: Катерина Чурилова, “Гражданская оборона”, 05.11.2012

Если для экологов Караньское плато ландшафтный заказник, то для военных строителей Черноморского флота России — это бесплатный строительный материал, которым можно пользоваться с молчаливого согласия украинских властей  

Из балки Эхо, расположенной на территории Караньского заказника, в течение  десяти лет с нарушением украинских законов служащие  Черноморского флота РФ вывозили плодородный грунт. И до сих пор за это экологическое мародерство никто не ответил. Действия российских военных — это почти хрестоматийный пример того, как украсть гектар земли из заповедника,  и тебе ничего за это не будет.

Сейчас, когда 2012-й год идет к завершению, карьер на территории военной части  218-го Управления начальника работ Черноморского флота Российской Федерации в балке Эхо полузаброшен.  Активные работы здесь не ведутся. Сколько за это время было вывезено этой земли — никто уже не подсчитает. Склоны земляной выработки поросли  кустарниками. Но размеры воронки и без точных цифр. По площади это не менее гектара, глубина его на разных участках от одного до пяти метров. В центре огромной техногенной воронки, которая напоминает марсианский пейзаж, растет единственное выжившее дерево — краснокнижная фисташка, окопанное землеробами вокруг, как знак своеобразной любви к природе.

Такое варварство возмущает экологов, но отнюдь не чиновников от экологии.

Как заповедная земля стала бесплатным строительным материалом

Россияне получили военную часть в районе балки Эхо, что находится в Балаклавском районе между селом Флотское и Мраморной бухтой после братского раздела имущества бывшего КЧФ.  Как выяснила Гражданская оборона,  разработка карьера растительного грунта началась практически сразу после подписания Большого договора и длилась почти до конца 2000-х годов.

Фактически, военные больше десяти лет занимались экологическим мародерством на  украинской земле без каких-либо правовых последствий. На начальном этапе военные не утруждали себя согласованием хозяйственной деятельности по снятию грунта с  органами власти Севастополя.

Только спустя почти десять лет —  руководство военного городка начало оформление соответствующих документов. И не по своей воле, а вследствие штрафных санкций за незаконные операции с плодородным грунтом. Так было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на рабочий проект карьера растительного грунта в районе мыса Фиолент, утвержденное начальником Госуправления экобезопасности в г.Севастополе (сегодня это Управление экологии и охраны окружающей природной среды). Согласовало существование карьера и Управление ЖКХ Севастопольской горгосадминистрации. И, несмотря на то, что этого «джентельменского» набора документов было недостаточно для разработки карьера, из Карани пошли опять самосвалы

Куда вывозилась земля — точно не известно. Вряд ли российские подданные поставляли её в Россию. Источники Гражданской обороны полагают, что грунт оставался в Севастополе и еще с конца 90-х использовался как стройматериал при возведении объектов социально-культурной и жилищной сфер для Черноморского флота. В частности, при строительстве зданий Черноморского филиала Московского госуниверситета, многоквартирных домов на улицах Фадеева-Щитовой, Николая Музыки и в микрорайоне бухты Казачья.

В 2001 году представители ЧФ РФ якобы получили на этот объект положительное заключение на ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) от Научно-исследовательского центра Никитского ботанического сада. Однако подтвердить выдачу представителям ЧФ положительного заключения на карьер директор ботанического сада  Валерий Ежов не смог: научные заключения хранятся от трех до пяти лет.

Как выяснила Гражданская оборона, в феврале этого года в ходе плановой проверки этой в/ч её командир показал инспекторам  экологической инспекции только титульный лист ОВОСа, не дав возможности увидеть весь документ.

Согласно действующему законодательству Украины, в ОВОСе разработчики  должны были учесть общественное мнение. Естественно никакие общественные слушания по карьеру не проводились. И даже после того, как территория была зарезервирована под ландшафтный заказник. Напомним, в 2006 году городской совет Севастополя принимает решение о резервировании 1071, 28 га Караньского плато под ботанический заказник местного значения.  В границы готовящейся под заповедание территории попала и в/ч с карьером.  С этого момента наступил запрет для собственников и пользователей земельных участков на Карани на деятельность, которая может привести к повреждению или уничтожению природных объектов и комплексов, или объектов культурного наследия.

Не удосужились представители Черноморского флота получить заключение от специалистов отдела охраны культурного наследия СГГА. Дело в том, что часть Караньского плато находится  в так называемой охранной зоне Национального заповедника «Херсонес Таврический». Поэтому проведение масштабных земляных работ без предварительной разведки — это яркий пример нарушения ст. 10 Закона Украины «Об охране культурного наследия».

Более того, положения п. 2 ст. 168 Земельного Кодекса Украины  исключают возможность получения специального разрешения Государственной земельной инспекции на снятие и перенос плодородного слоя почвы без указанного заключения археологов, а также утверждение проекта землеустройства органами местного самоуправления. 

И еще один момент. Распоряжением председателя СГГА часть заказника «Караньский» отнесена к обвало- и оползнеопасным территориям.  На западном берегу Мраморной балки (Эхо) сегодня вообще действует активный оползень.  Однако защитные мероприятия моряками-черноморцами не проводились.

Нет у военных и  лицензии на пользование недрами, хотя глубина карьера в некоторых местах составляет два и более метра.

И, конечно же, не было обязательной по украинскому законодательству рекультивации земель при разработке карьера, что является нарушением статьи 166 Земельного Кодекса.

Фактически, военные вывозили то, что им не принадлежит. Ни на один объект ЧФ в Украине до сих пор не имеет договора аренды, а на землю под ними – тем более, поскольку и сам ЧФ РФ не является объектом. Однако российские военные пользовались попустительством контролирующих органов.   

Большой секрет для маленькой кампании

Как выяснила Гражданская оборона, карьер в балке Эхо для контролирующих органов объект знакомый. Государственная экологическая инспекция в Севастополе проверяла его в феврале этого года: все описанные выше нарушения в наличии.

Это инспектора отразили в протоколе в отношении ответственного лица за охрану окружающей среды и выдали предписания на устранение имеющихся нарушений руководству в/ч 13189 ЧФ РФ. Материалы проверки были направлены в Госэкоинспекцию в Киев и в военную прокуратуру Черноморского флота РФ.

Копии составленных актов в инспекции Гражданской обороне не предоставили,  ссылаясь на секретность информации и межправительственное соглашение об обоюдной охране секретной информации. Редакция параллельно отправила свой запрос в министерство, однако ответа не последовало. Странно, что чиновники от экологии прикрывают секретом то, что по Конституции Украины должно быть в открытом доступе. Ст. 50 КУ гарантирует право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды и констатирует: «такая информация никем не может быть засекречена». 

С земельной инспекцией, которая теперь стала Государственной сельскохозяйственной инспекцией еще интереснее.  В ходе трансформации ведомства информация о проверках просто испарились. Начальник Государственной сельскохозяйственной инспекции в Севастополе Игорь Окороков  сообщил, что актов проверок карьера в Карани у них нет, поскольку они переданы в природоохранную прокуратуру, и собственно по требованию прокуратуры и проводилась проверка.

В прокуратуре по надзору за соблюдением законов в экологической и природоохранной сферах Севастополя корреспонденту Гражданской обороны сообщили, что о несанкционированном отборе грунта в балке Эхо они узнали, когда на одном из новостных сайтов в прошлом году была опубликована информация о карьере.  После чего следователи вынесли предписание земельной инспекции —  провести проверку на месте. По её результатам, прокуратура привлекла к дисциплинарной ответственности двух инспекторов, и затребовала новую проверку.   Сумма ущерба не считали. Затем уже в 2012 году была проверка Экоинспекцией. Однако должностные лица военной части так и не были привлечены к ответственности. «16 февраля этого года Экологическая инспекция выдала предписание на имя командира войсковой части, обязывающее его «в случае возобновления разработки карьера растительного грунта — получить разрешение на снятие и перенос плодородного слоя грунта», — сообщил Гражданской обороне старший прокурор межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства в природоохранной сфере Николай Иншеков.

На вопрос о том, не является ли нарушением законодательства то, что российскими военными не проводилась обязательная рекультивация карьера, прокурор ответил, что у них таких данных нет. А сумма ущерба не высчитывалась, поскольку нет данных об объемах вывезенного грунта.

Фактически, за тысячи тонн украденной земли в течение десяти лет никто по закону так и не ответил.

«Из Карани вывезено около 50 тысяч кубов грунта,  — считает общественный экологический инспектор Николай Подоляко, — кроме того, что была снесена реликтовая роща фисташки туполистой, было уничтожено много краснокнижных растений. Это – и первоцветы, и ковыли. По сути мы сейчас теряем уникальный ландшафт. В 2007 году мы вместе с природоохранной прокуророй, с представителями земельной инспекции, Черноморского флота выезжали на место.  Был и командир этой части. Обсуждался вопрос карьера, но решения по этому поводу никакого не было принято, никто не был наказан».

Там где полномочий не хватает, чиновники от экологи должны были поставить вопрос перед городскими властями о недопущении дальнейшего вывоза земли из карьера. Должны были, но не поставили.

Правда, сейчас грунт из Карани вывозится не так активно, как раньше. В этом корреспондент Гражданской обороны убедился на месте,  но отнюдь не из-за страха наказания. В/ч, в которой когда-то размещались системы ПВО и крылатые ракеты, в данный момент не эксплуатируется. Подходы к карьеру завалены аккуратно спиленным сухостоем деревьев. В центр карьера ведет дорога, на которой  присутствуют свежие следы от протекторов большегрузных машин, такие же следы — вокруг выработки. На склонах — борозды от ковша экскаватора. Из чего можно сделать вывод, что втихомолку карьер продолжают разрабатывать. 

Соотечественники черноморцев то, что было сделано в балке Эхо, назвают «экологическим мародерством» и требуют ввести в России криминальную ответственность за это преступление против природы.

Автор: Катерина Чурилова, “Гражданская оборона”, 05.11.2012, фото автора

 

Loading

Для отримання юридичної допомоги
заповніть анкету

    П.І.Б.*

    Організація

    E-mail*

    Телефон

    Деталі звернення

    Яка юридична допомога вам потрібна? *

    Юридична консультаціяДопублікаційна експертизаПравовий захист у судіСкладання інформаційного запиту

    Завантажте документи/файли

    * - обов'язкові поля

    ×














    ×