Автор: Татьяна Рихтун, Гражданская оборона, 8 января 2012 года
Монопольное положение Севастопольэнерго и слабость государственных структур понуждают застройщиков за свой счет развивать частную кампанию с иностранным капиталом
Как бесплатно получить то, за что нужно платить и заставить потребителя снова платить за то, что вчера еще было его собственностью — стать монополистом и навязать свои правила игры.Вот, например, ОАО “Энергетическая компания “Севастопольэнерго” является субъектом естественной монополии на рынке передачи электрической энергии и поставки электроэнергии по регулируемым тарифам в Севастополь.
Автор: Татьяна Рихтун, Гражданская оборона, 8 января 2012 года
Монопольное положение Севастопольэнерго и слабость государственных структур понуждают застройщиков за свой счет развивать частную кампанию с иностранным капиталом
Как бесплатно получить то, за что нужно платить и заставить потребителя снова платить за то, что вчера еще было его собственностью — стать монополистом и навязать свои правила игры.Вот, например, ОАО “Энергетическая компания “Севастопольэнерго” является субъектом естественной монополии на рынке передачи электрической энергии и поставки электроэнергии по регулируемым тарифам в Севастополь.
Давайте зададимся вопросом:как Севастопольэнерго развивает электрические сети? Ответ каждый потребитель узнает, как только он начинает что-то строить: в нагрузку к решению своего проекта ему безальтернативно предлагают осуществить «электрификацию всей страны» и передать это на баланс Севастопольэнерго. И даже обязывают три года никому не рассказывать об этом.
Заказчик всегда попадает на деньги
Чтобы разобраться в проблеме, вспомним, как компания строила взаимоотношения с заказчиками, когда Севастопольэнерго принадлежало государству.
«До приватизации этой структуры государство решало проблемы модернизации и расширения сетей тоже за счет заказчиков, — рассказывает председатель союза предпринимателей Нахимовского района Александр Лобас. – Но, если требовалось переложить несколько километров кабеля, чтобы усилить мощность, заменить трансформаторы, модернизировать распределительные подстанции, которые находились за пределами участка, то средства, потраченные на подключение к электросетям, засчитывались заказчику как взнос на развитие инфраструктуры города. Он составлял 10% от сметной стоимости объекта».
После 2001 года, когда Фонд госимущества Украины принял решение о приватизации энергетических компаний, в том числе и Севастопольэнерго, то застройщик стал развивать не только город, но и частную кампанию, при чем с иностранным капиталом.
Потом в 2005-м году компания ужесточила взаимоотношения с заказчиками, учредив ООО «Энергостройпроект», как следует из выписки из Единого реестра юридических и физических лиц-предпринимателей. Теперь заказчиков обязывали технические условия и проекты заказывать именно там, а потом сами у себя и согласовывали их.
В следующем году горсовет Севастополя решил, что вложения в развитие сетей города как взнос не засчитываются. Принимаются только деньги или площадь построенных зданий.
В 2007 году вступили в силу новые правила присоединения к электрическим сетям. Как говорит технический директор ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» Виктор Шульженко, законодатель предложил другую схему расчета при строительстве новых объектов, которая имеет накопительный характер. ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» накапливает средства и вкладывает их в реконструкцию своих сетей в наиболее проблемных районах. Но при этом, в соответствии с Методикой расчетов за присоединение к электрическим сетям, компенсирует заказчику строительство новых объектов
Однако на практике, говорят предприниматели, что технические условия (ТУ), выдаваемые Севастопольэнерго, всегда обязывают застройщика выполнить целый ряд работ по модернизации существующих сетей за пределами объекта: строительство новых подстанций, замена кабельных трасс, трансформаторов и т.д. А потом все эти объекты, построенные за средства застройщика, Севастопольэнерго требует передать им на баланс.
Накрутки на свой проект
Все начинается с техусловий. По закону заказчик должен их получить за десять дней. На практике, как говорит председатель Севастопольского отделения Антимонопольного комитета Украины Дмитрий Шамрей, если один процент заявок вовремя сделали, то это хорошо. Были случаи, когда процедура затягивалась на квартал. На основании фактов проверки Антимонопольный комитет открыл дело в отношении не соблюдения сроков выдачи техусловий. По результатам дела будет решение оштрафовать или дать рекомендацию устранить недостатки. Какие штрафные санкции будут предъявлены Севастопольэнерго, еще не известно, так как специалисты не завершили работу.
В прошлом, по словам Д. Шамрея, Антимонопольный комитет устанавливал факты неправомерного навязывания монополистом дополнительных обязательств в технические условия на подключение предприятий к электрической сети. В 2005 году Комитет оштрафовал Севастопольэнерго на 18 тыс. грн. и вменил в обязанность на будущее воздержаться от включения необоснованных требований к техническим условиям.
В Антимонопольном комитете также подтвердили, что в ходе проверки были обнаружены техусловия, обоснованность которых вызывает сомнение: «Выставляют такие условия, что они невыполнимы. Технически они выполнимы, но в такую сумму это выливается… Как доказать, что заказчик может подключиться к этому ТП, а не к другому, за пять километров. Перепроверить это я не могу по двум причинам: квалификация и отсутствие жалоб на конкретные случаи».
По словам председателя Комитета, звонят и жалуются многие, но написать заявление за последние два года не решился никто. Боятся, видимо, допускает чиновник.
В ходе расследования журналист «Гражданской обороны» тоже столкнулся с тем, что люди возмущались, но открыто высказать свою точку зрения и подкрепить ее документами отказывались.
Возможно, причина в том, что Севастопольэнерго в Договоре прописывает небывалые условия для заказчика: не разглашать условия договора еще три года после его окончания.
Мало кто знает, что в Украине нет закона о коммерческой тайне. А те юридические постулаты, которые вытекают из других законов, могут быть применимы к работникам Севастопольэнерго или служебным лицам государственных ведомств, но никак не к заказчику. Тем более после окончания действия договора.
Договорились!
Итак, вернемся к техусловиям. «В ТУ никто ничего такого поганого не пишет, — рассказывает предприниматель Александр Лобас. — но в ТУ указывается, что ты обязан подписать Договор присоединения к электрическим сетям. Все ‘заганяния’ под себя, происходят на этапе подписания этого Договора. И вот это присоединение включает в себя и проектирование, и строительство, и подключение, — рассказывает предприниматель. — работы выполнятся силами только их структур. В п. 2 договора сказано:
— А можно не у них заказывать проектирование?
— Можно этот пункт исключить из договора, под давленим, но потом придется к ним идти согласовывать. Договор на проект заключается с Севастопольэнерго, а они в свою очередь, перезаключает его с проектной структурой. Они сами проектируют, сами согласовывают, сами в дальнейшем корректируют и сами принимают объекты. Если заказать эту работу по проектированию и монтажу другим организациям, то все согласования и прием объекта в эксплуатацию никто не гарантирует.
Заключая договор со мной, как с заказчиком, они потом заключают договор субподряда с проектной организацией и другими структурами, и, как субподрядчику, отдают часть средств, а остальное оставляют себе.
В качестве примера, предприниматель привел строительство Воронцовского рынка на проспекте Победы. Для нужд рынка по ТУ пришлось построить новую двухтрансформаторную подстанцию вместо старой. Сегодня она обеспечивает электроэнергией не только рынок, но и прилегающий жилой район. По техусловиям ее передали на баланс Севастопольэнерго. Спустя время, подстанция дивным образом оказалась в собственности у Севастопольэнерго.
Размежевались: было ваше — стало наше
— Как это ваша собственность переходит к ним? – задаем вопрос предпринимателю.
— В договоре на присоединение есть обязательный пункт — передать на баланс. После подписания Акта размежевания балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, где заказник обычно отвечает за линии до счетчика, его взаимоотношения с монополистом прекращаются.
В Севастопольэнерго подтвердили, что собственность на вновь построенные объекты устанавливается Актом размежевания балансовой принадлежности.
Например, для сдачи кооперативного дома по ул. Рабочей два года назад по ТУ заказнику пришлось построить трансформаторную подстанцию, но дом не переводили на бытовой тариф, пока подстанцию не передали на баланс Севастопольэнерго.
«И если завтра мне понадобиться получить дополнительные киловаты, я обязан буду запрашивать разрешение, делать новые техусловия, — говорит предприниматель. — А новые условия я получаю с учетом дополнительных киловатов, хотя знаю, что там и сейчас есть мощности. Сам же стропил.
А как же компенсация за построенные объекты? – интересно, этот вопрос хоть кто-то из заказчиков задают Севастопольэнерго.
«Те, что задают, те не получают электроэнергию», — афористично выразился один из предпринимателей.
У Севастопольэнерго своя точка зрения на этот вопрос. Технический директор ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» Виктор Шульженко считает, что заказчик оплачивает часть стоимости всей модернизации, заложенной в договоре — затраты, которые приходится осуществлять Севастопольэнерго, выше, чем плата за присоединение. К сожалению, ответ, насколько эти затраты, превышают плату заказчика, в Севастопольэнерго сочли коммерческой тайной. Как и то, сколько средств от деятельности по предоставлению услуг по присоединению получено в 2011 году.
Начальник планово-экономического отдела ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» Ирина Харицкая заверила, что «по Методике начисления платы за присоединение электроустановок к энергетическим сетям, плата рассчитывается исключительно по себестоимости, и средства, поступившие как плата за присоединение, используются исключительно на реконструкцию сетей».
О Постановлении Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины, которым в пункте 1.10 предусмотрено «возмещение затрат на новое строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов электрических сетей (электропередающих организаций и владельцев электрических сетей), связанных с присоединением к их сетям электроустановок заказчиков, энергетики предпочитают не вспоминать.
Журналист «Гражданской обороны» спросил у Севастопольэнерго: сколько средств было потрачено компанией на возмещение затрат за новое строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов электрических сетей? Нам ответили: согласно инвестпрограмме в 2011 году на реконструкцию сетей было потрачено 21 млн.106 тыс. грн.
Думаю, никто ничего не возмещал. К договору о присоединении к электрическим есть четыре протокольных приложения, но протокола расчета возмещения затрат заказчика и график платежей по нему, нет ни в одном из изученных договоров. Вместо этого заказчик, выполнив все условия договора, получает лишь акт размежевания балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон. То есть от заказчика все переходит к Севастопольэнерго, которое в договоре значится под именем «собственник».
Опыт победы над монополистом
Можно ли изменить ситуацию? Большинство предпринимателей отвечали: да, дать взятку. Но были и более рассудительные ответы: надо совершенствовать законодательную базу, в которой должен быть прописан порядок и механизм выдачи технических условий. «До тех пор пока “Севастопольэнерго” будет модернизировать свои сети за чужой счет, то есть за счет застройщика, предприниматели Севастополя будут нести дополнительный груз расходов, не связанный с их прямой деятельностью», — говорит А. Лобас.
Есть и те, кто отстаивает свое право собственности на объекты, построенные за их счет. И успешно.
При реализации проекта «Голубая лагуна», что представляет собой комплекс мини-гостиниц в поселке Любимовка, предпринимателю Сергею Джамалю пришлось проложить семь километров высоковольтного кабеля и построить трансформаторную подстанцию. По окончании строительства он не захотел отдавать энергетической компании свой объект. Многолетняя война предпринимателя и Севастопольэнерго закончилась тем, что он получил лицензию, обучил персонал и сам эксплуатирует ТП. «Это не война. Я договариваюсь, мирно, но настойчиво», — говорит предприниматель.
Частное предприятие “Адепт”, которое занимается предоставлением юридических услуг,
получило от Севастопольэнерго Технические условия на энергоснабжение дома по ул. Лазаревская, в которых было предусмотрено строительство кабельных сетей и трансформаторной подстанции. По словам директора ЧП «Адепт», выполнение договора обошлось предприятию около 500 тыс. грн. по ценам 2006 года. Теперь ТП, которую строили для нужд 50-квартирного дома, обслуживает еще и 200 частных домов в микрорайоне. Предприятие получило право собственности на ТП и обратилось в хозяйственный суд города Севастополя с иском к ОАО “ЭК “Севастопольэнерго “, требуя признать, что ответчик не является собственником ТП и не имеет прав использовать ее. ЧП «Адепт» требует, чтобы Севастопольэнерго заключило с ними договор аренды их собственности — трансформаторной подстанции.
В ходе рассмотрения дела суд выяснил еще один очень важный не только для ЧП «Адепт», но и для каждого заказчика, аспект: основанием для использования Севастопольэнерго трансформаторной подстанции, владельцем которой является ЧП ” Адепт “, является договор о совместном использовании технологических электрических сетей. Такого договора между ЧП и энергетической компанией нет. Заметим, что право инициировать заключение такого договора может любая из двух сторон, отправив два экземпляра договора по почте.
В результате разбирательства в ноябре прошлого года суд установил, что Севастопольэнерго не владеет спорной ТП и обязал энергетическую компанию прекратить ее использование.
К сожалению, хозяйственный суд не нашел оснований обязать Севастопольэнерго заключить договор аренды и выплатить компенсацию ЧП «Адепт». Поэтому последовала апелляция. И в уже в конце декабря Севастопольский апелляционный хозяйственный суд начал рассмотрение апелляционной жалобы ЧП “Адепт” на решение хозяйственного суда Севастополя.
Автор: Татьяна Рихтун, Гражданская оборона, 8 января 2012 года