Автор: Сергей Мокрушин, “Центр журналистских расследований”, 24 февраля 2012 года
Новость, почерпнутая нами из Единого реестра судебных решений, вынудила нас снова вернуться к теме закупки новых машин для КРПП «Крымтроллейбус». Министерство регионального развититя и ЖКХ Крымане может получить неустойкуза не вовремя поставленные троллейбусы, закупленные в 2010 году. Но обо всем по порядку.
Автор: Сергей Мокрушин, “Центр журналистских расследований”, 24 февраля 2012 года
Новость, почерпнутая нами из Единого реестра судебных решений, вынудила нас снова вернуться к теме закупки новых машин для КРПП «Крымтроллейбус». Министерство регионального развититя и ЖКХ Крымане может получить неустойкуза не вовремя поставленные троллейбусы, закупленные в 2010 году. Но обо всем по порядку.
История возрождения парка «Крымтроллейбуса» фактически началась в 2010 году. В правительстве Василия Джарты заявили о намерении полностью заменить подвижной состав предприятия, к тому времени признанный самым старым в мире, и остававшийся на маршрутах во многом благодаря энтузиазму сотрудников предприятия.
«Крымтроллейбус» на тот момент вошел в стадию санации, терпел убытки и задолжал несколько миллионов гривен зарплаты и налогов. Самой дорогой бюджетной инвестицией в возрождение предприятия стало приобретение нового подвижного состава. На «Крымтроллейбусе» утверждают, что уже в 2010 году экономические показатели предприятия начали расти – пассажиры охотнее стали пользоваться троллейбусами. По словам заместителя генерального директора Ларисы Лисовской, в 2011 году пассажирооборот удвоился: «В этом году мы перевезли порядка 92 миллиона пассажиров. В прошлом году это было 46. То есть, практически мы перевезли две Украины в этом году», – говорит Л. Лисовская.
По проведенным министерством жилищно-коммунального хозяйства Крыма тендерам в 2010 и 2011 году с дочерним предприятием корпорации «Богдан» были подписаны договоры на поставку 61 и 56 троллейбусов на 142 миллиона и 149 миллионов гривен соответственно.
Закупка троллейбусов в 2010 году прошла со скандалом – проигравшие участники тендера сочли условия закупки нечестными и обратились с жалобой в Антимонопольный комитет. Не дожидаясь решения комитета, стороны спора обратились в Окружной административный суд Крыма, который не только не увидел нарушений в проведении тендера, но и, напротив,обязалминистерство ЖКХ Крыма подписать договор с победителем – дочерним предприятием «Богдан Моторс» «Автосборочным заводом №1». По договору троллейбусы должны были оказаться в Крыму в декабре 2010 года.
Но по решению суда был подписан не только договор. 16 декабря Хозяйственный суд Крыма на основании актов приема-передачи, по которым 61 троллейбус был поставлен в Крым уже 6 декабря, обязал минЖКХ заплатить «Богдану» сполна. Но фактически всех купленных троллейбусов на тот момент в Крыму не было. Премьер автономии Василий Джарты спустя почти месяц после подписания актов приема-передачи публично признал, что выполнена только четверть заказа, и даже пообещал, что поставщик будет наказан.
Нарушение условий договора подтвердила проверка КРУ, после чего министерству ЖКХ не оставалось ничего иного, как требовать от поставщика неустойку – более 360 тысяч гривен. Но Хозяйственный суд Волынской области (там находится завод-поставщик) в удовлетворении иска отказал на основании все тех же актов приема-передачи, подлинность которых никто и не думал оспаривать. И понятно почему: в таком случае тем, кто подписывал недостоверные документы и принимал об этом решение, грозила бы уголовная ответственность.
Министр регионального развития и ЖКХ Крыма Сергей Брайко согласился прокомментировать ситуацию, но он возглавил министерство лишь в 2011 году и знаком с этой ситуацией, по его словам, лишь по документам. Он утверждает, что уже в январе поставка была завершена полностью.
«Дело в том, что троллейбусы были поставлены, и они были недоукомплектованы мониторами», – утверждает Брайко. – Когда мы поднимали товаро-транспортные накладные, основная масса троллейбусов была здесь. Но несколько троллейбусов не пришло, поставщик ссылался на погодные условия, и такой факт был».
Возглавлявший минЖКХ в 2010 году Николай Порицкий озвучивал иную версию того, как происходила поставка троллейбусов в Крым. В феврале 2011 года в интервью программе «Вопрос национальной безопасности» он признал, что фактически в Крым на тот момент были поставлены не все троллейбусы, производитель отправлял их на полуостров практически поштучно.
«Троллейбусы в наличии все есть. И каждую неделю поступают, – говорил тогда Порицкий. – Вы видели сами, и в эфире одной из телекомпаний крымских даже показывали трейлеры, которые постоянно поставляют машины в Крым.
Учитывая, что слова различных чиновников, сказанные в различное время, противоречат друг другу, мы обратились к решениям судов, основанным на упоминаемых документах, и составили хронологию передвижения троллейбусов между крымским производителем и луцким поставщиком по документам, на основании которых выносились судебные решения.
По бумагам, расстояние в тысячу сто километров троллейбусы преодолевали в следующем порядке:
В октябре 2010 года на «Крымтроллейбус» были поставлены три троллейбуса
В ноябре – еще семь
6 декабря, в один день были подписаны акты приема-передачи и накладные на поставку 51 троллейбуса. То есть, договор был выполнен.
Но уже 10 декабря, то есть, через четыре дня, этот же якобы поставленный в Крым 51 троллейбус оказался на хранении предприятия в Луцке – якобы для оборудования «мультимедийными автоматизированными системами», то есть, телеэкранами. Заметим, в тендерной документации о них не было ни слова.
Исходя из фактов, приведенных выше, и учитывая достаточно большое расстояние, погодные условия и нехватку трейлеров, на которую пеняли все это время чиновники, мы можем смело предположить, что акты приема-передачи, свидетельствующие о полном выполнении условий договора и легшие в основу ряда судебных решений, не соответствовали действительности. А то, что министерство ЖКХ Крыма так и не попыталось оспорить их подлинность, вызывает сомнения в искренности намерений оштрафовать недобросовестного поставщика. Цена вопроса – треть миллиона гривен пени, которую крымский бюджет так и не получит. Решение Хозсуда Волынской области обжаловано не было, сообщил Сергей Брайко. «Центр» отслеживал ход поставки троллейбусов в Крым, регулярно обращаясь с этими вопросами как в правительство республики, так и к руководству «Крымтроллейбуса». По приведенным выше фактам и и материалам «Центра» попытаемся восстановить максимально полную хронологию закупки:
13 октября2010 года – подписан договор на поставку 61 троллейбуса
19 октября2010 года – в Крым поступил первый троллейбус «Богдан»
22 октября2010 года – еще2 троллейбуса
23 ноября2010 г. –7 троллейбусов
6 декабря2010 г. –акты приема-передачи на поставку 51 троллейбуса в Крым
10 декабря2010г.51 троллейбусоказывается на ответственном хранении заводав Луцкедля комплектации телевизорами
11 января2011г. Василий Джарты заявил о том, что в Крыму находятся16 новых троллейбусов
8 февраля2011 г. Министр ЖКХ Крыма Николай Порицкий утверждает, что в Крыму находится уже половина купленного транспорта
18 февраля2011 года – по информации генерального директор КРПП «Крымтроллейбус» Валерия Заикина, в Крыму находятся уже44 троллейбуса, еще 4 – в пути.
3 марта– Главное управление информационной политики Совмина отчитывается ополной поставке транспорта
Исходя из этого, можно предположить, что события могли развиваться и так: поставщик сорвал договорные сроки, но чтобы получить средства для закупки, к примеру, крупных узлов для следующих машин, через суд истребовал полную оплату.
Для этого все троллейбусы на бумаге сначала «приехали» в Крым, а затем «отправились» в Луцк, чтобы на них довесили телевизоры.
Понятно, что без участия минЖКХ эту комбинацию поставщик проделать не смог. И каков и чей тут был интерес, ответить могут только правоохранители.
Дальнейшие события тоже достойны их внимания. В 2011 году прошелтендер на покупку 56 троллейбусов, но уже без «лишних» участников – за госзаказ состязались два предприятия, входящие в структуру корпорации «Богдан» – дочернее предприятие «Богдан Моторс» и «Богдан Лизинг». И такая якобы конкуренция привела к тому, что за меньшее число троллейбусов Крым заплатил больше. 56 троллейбусов «Богдан» в 2011 году стоили более 149 миллионов гривен, тогда как 61 троллейбус в 2010 году стоил 142 миллиона. Если сравнивать цену конкретных моделей, то один троллейбус Т 701.10, предназначенный для движения по городу, менее чем за год подорожал почти на 600 тысяч гривен. Еще больше, на770 тысяч гривен, подорожали так называемые «горные» троллейбусы. Впрочем, из-за урезания государственной субвенции на развитие Крыма, денег на покупку 14 «горных» троллейбусов в итоге так ине хватило. По этой цене.
Автор: Сергей Мокрушин, “Центр журналистских расследований“, 24 февраля 2012 года